Резисторы и конденсаторы тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э: Пособие машинисту 2-е изд (Нотик З.X.) - 1996 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

 

 

 

Резисторы и конденсаторы тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э

 

 

 В электрических цепях тепловоза для регулирования тока и напряжения применены различны по конструкции и значению сопротивления резисторы. При протекании тока по резистору электрическая энергия преобразуется в тепловую. Так как при этом выделяется сравнительно большое количество теплоты, резисторы всегда работают при повышенных температурах. Поэтому токоведущие материалы, используемые для изготовления резисторов, должны удовлетворять следующим требованиям: иметь высокое удельное сопротивление, длительно выдерживать высокую (до 200 — 300 °С и более) температуру, иметь минимальные температурные коэффициенты, чтобы сопротивление резистора при работе оставалось неизменным. На тепловозах ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ применены резисторы четырех основных типов, расположенные (за исключением резистора R12) в аппаратной камере и под пультом управления.

Три комплекта резисторов типа FeAl (рис. 149, а), используемых для ослабления возбуждения тяговых электродвигателей, установлены на общей сварной раме 1, прикрепленной восемью болтами М8 к каркасу аппаратной камеры со стороны отсека аккумуляторной батареи. Комплект состоит из трех параллельно расположенных фехралевых пластин 2, прикрепленных к раме 14 болтами 6 (М12). Пластины отделены от рамы фарфоровыми изоляторами 5, а друг от друга — гайками 7 и шайбами 8, образующими между пластинами воздушный промежуток для лучшего их охлаждения.

Каждый комплект соединен медными шинами 3 с неподвижными силовыми контактами контакторов ослабления возбуждения первой и второй ступеней. Для прохода шин в средней части рамы сделан прямоугольный

вырез. Медные контактные пластины
4, прикрепленные болтами к нижней части каждого комплекта, служат для присоединения к резисторам кабелей
9, 18 и 37 (см. рис. 126) от соответствующих силовых пальцев реверсора.
Резистор типа OV (рис. 149, б) состоит из фарфоровой трубки 10 с вин-
товыми канавками на наружной поверхности, в которые уложена нихро-мовая или констан.тановая проволока 15, и контактных хомутиков 14, стянутых винтами 9 (М4). Размеры канавки и диаметр проволоки подбирают так, чтобы проволока выступала за пределы канавки, что позволяет, перемещая средний хомутик 16, регулировать сопротивление резистора, вводимого в цепь. Резистор прикреплен к панели (раме) посредством шпильки
13, проходящей внутри трубки. Для дополнительной фиксации резистора на шпильку с обоих концов надеты стальные шайбы 11, отогнутые выступы которых входят в продольные желобки, сделанные внутри трубки. Между шайбами 11 и гайками 12 поставлены изоляционные прокладки.

Резистор типа TR (рис. 149, в) изготовлен в виде фарфоровой трубки
10, на которую намотана тонкая проволока 15 из фехраля или нихрома.

 

 

 

 

 

Рис. 149. Резисторы типов FeAl (a), OV (б), TR (в) и OS (г):
1 — рама; 2 — пластина; 3 — шина; 4 — контактная пластина; 5 — изолятор; 6, 24 — болты; 7, 12 — гайки; 8, 11, 20 — шайбы; 9 — винт; 10 — трубка; 13 — шпилька; 14, 16 — контактные хомутики; 15 — проволока; 17 — эмалевое покрытие; 18 — шунт (перемычка); 19 — лента; 21 — полоса; 22 — скоба; 23 — втулка; 25 — угольник; 26—основание

 

 

 

 

 

Рис. 150. Размещение резисторов и конденсаторов

 

 

 

 

Рис. 151. Монтажные схемы панелей резисторов и конденсаторов

 

 

 

 

По концам резистора поставлены контактные хомутики 14, соединенные с проволокой. Поверхность трубки с намотанной на нее проволокой покрыта стекловидной эмалью 17, которая предохраняет проволоку от окисления, удерживает ее на трубке и является изоляцией между витками. У регулируемых резисторов вдоль трубки оставляют не покрытую эмалью полоску, по которой может перемещаться контактный хомутик, соединенный шунтом с верхним или нижним хомутиком. Если сопротивление резистора (например, R27) используется полностью, то эмалью покрывают всю поверхность трубки. Крепление резистора осуществляется при помощи шпильки 13, на которую он надет.

Резистор типа OS (рис. 149, г) состоит из керамического основания 26 и намотанной на ребро нихромовой ленты 19. Основание 26 собрано из двух половинок, на поверхности которых имеются прорези (канавки) под ленту. Обе половинки при сборке резистора надевают на стальную полосу 21 и закрепляют на ней двумя стальными шайбами 20. К концам полосы
приклепаны угольники 25, используемые для присоединения к резистору проводов. Для крепления резистора к панели служат две скобы 22, которые притянуты к полосе 21 болтами 24. Между скобой 22 и полосой 21 ставят изоляционные втулки 23. Такие же втулки (на рис. 149, г они не показаны) ставят с обеих сторон угольника 25 для того, чтобы изолировать от угольника болт, соединяющий подводящий (отводящий) провод с лентой 19.

Технические данные резисторов приведены в приложении 4, а их расположение показано на рис. 150. Семь резисторов, используемых в цепях вентиляции, отопления и освещения, установлены под главным пультом управления. Резисторы укреплены на шпильках, ввернутых в угольник 1 (рис. 150, а), к концам которого приварены скобы 2 с отверстиями под крепежные болты. К скобам приварена стальная планка 6 с двумя угольниками 7, через отверстия в которых проходят две шпильки 3. На шпильки надеты 15 гетинаксовых колодок 5, укрепленных в собранном виде гайками

4. Вместе с контактными болтами ко-лодки образуют панель зажимов, с помощью которой резисторы соединены с проводами соответствующих цепей.

В аппаратной камере под поездными контакторами установлена гети-наксовая панель 8 (рис. 150, 6), на которой размещены четыре резистора и пять конденсаторов, включенных в
цепи пуска дизеля и трогания тепловоза с места (конденсатор С5 поставлен в цепь сигнализации о неисправностях). Электролитические конденсаторы С/, С9 и СЮ типа ТС639 емкостью 2000 мкФ помещены в алюминиевые цилиндрические корпуса и закреплены на панели при помо-щи шпилек 10 и скоб 11. Конденсатор С5 типа ТС473 емкостью 4 мкФ имеет прямоугольный корпус. В верхней части панели укреплены 10 контактных болтов 9, образующих панель зажимов PU11. Панель 8 прикреплена к каркасу аппаратной камеры четырьмя болтами М8.

Шестнадцать резисторов установлены на стальной сварной раме 12 (рис. 150, в), прикрепленной четырьмя болтами М8 к каркасу камеры елевой стороны (по ходу). К верхней части рамы приварены два угольника 13, на которых укреплены в наклонном положении восемь резисторов типа OV, включенных в цепь возбуждения возбудителя и в цепь якорной обмотки электродвигателя СМД. Шпильки крепления резисторов ввернуты в угольники 13. Для дополнительной фиксации резисторов рядом с резьбовыми отверстиями под шпильки в угольниках просверлены по два отверстия, в которые входят выступы нижних шайб 11 (см. рис. 149, б).

Под угольниками 13 (см. рис. 150, в) размещена гетинаксовая планка 14, прикрепленная к раме четырьмя бол-тами Мб. На ней установлены в горизонтальном положении восемь резисторов типа TR, из которых шесть включены в цепи питания катушек реле переходов, один — в цепь обмотки возбуждения электродвигателя СМИ и один является разрядным для контактора КВ. Внизу к раме 12 привернуты двумя винтами каждая две скобы 15, к которым прикреплена четырьмя болтами Мб гетинаксовая панель К». На ней укреплены 23 контактных болта, образующих панель зажимов PlU.i (в эксплуатации резисторы и панель зажимов с внутренней стороны камеры закрыты съемным щитком).

Над рамой 12 в аппаратной камере установлена панель с тремя резисторами типа OS. Два из них включены в цепь зарядки аккумуляторной батареи, а третий — в цепь противокомпа-ундной обмотки возбудителя. Монтажные схемы панелей резисторов и конденсаторов даны на рис. 151.

В аппаратной камере установлены также три гетинаксовые панели с диодами (рис. 152).
 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 152. Панели диодов

 

 

 

 

 

 

Рис. 153. Монтажные схемы панелей зажимов РШ4, РШ4А и РШ5 (а) и под пультом управления (б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..