Электродвигатель МВХ тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э: Пособие машинисту 2-е изд (Нотик З.X.) - 1996 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  112  113  114  115  116  117  118  119  ..  

 

 

 

Электродвигатель МВХ тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э



Электродвигатель МВХ (рис. 117), предназначенный для привода вентилятора холодильника вспомогательного контура, установлен в шахте холодильника тепловоза в вертикальном положении. К стальной цилиндрической станине 4 прикреплены четыре главных и четыре добавочных полюса. По торцам станины сделаны кольцевые проточки для центровки с подшипниковыми щитами. К обработанному приливу в средней части станины прикреплена двумя болтами Мб коробка зажимов 6. В станине предусмотрено также резьбовое отверстие под рым-болт.

Главные полюсы 14 состоят из наборного сердечника (150 листов электротехнической стали толщиной 1 мм, стянутых тремя заклепками) и катушки, намотанной из 28 витков медного изолированного провода и размещенной между двумя гетинаксовыми прокладками. Добавочный полюс 16 имеет цельный сердечник, на который надета катушка, намотанная из 38 витков медного изолированного провода. Катушка размещена между двумя изоляционными прокладками и упирается в полюсный наконечник, приваренный снизу к сердечнику. Каждый полюс прикреплен к станине двумя болтами М10.

На валу 5 якоря электродвигателя набран на шпонке сердечник 15, состоящий из 292 листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, стянутых двумя отлитыми из чугуна нажимными шайбами. Задняя нажимная шайба
3 упирается в борт вала, а передняя шайба 7 после напрессовки дополнительно фиксируется стопорным кольцом, вставляемым в канавку, проточенную на валу. В пазах сердечника якоря уложена волновая обмотка 13, состоящая из 31 катушки (каждая катушка представляет собой три одно-витковые секции). Шаг обмотки по пазам 1 — 9, шаг по коллектору 1 — 47. Катушки укреплены в пазах сердечника якоря текстолитовыми клиньями. Лобовые части катушек крепят проволочными бандажами. Концы секций якорной обмотки припаяны к петушкам 93 коллекторных пластин.

Вал якоря вращается в двух шариковых подшипниках 8 и 21, установ-
ленных в расточках подшипниковых щитов. Подшипник 21 со стороны коллектора является опорно-упорным. Дополнительная фиксация этого подшипника осуществляется двумя гайками 22, навернутыми на конец вала. Камера смазки каждого подшипника образована передней 9 и задней 11 чугунными крышками, стянутыми шестью болтами Мб. В передней крышке опорного подшипника 8 сделано отверстие для прохода вала якоря, поэтому в качестве дополнительного уплотнения камеры смазки на вал напрессована до упора в подшипник стальная втулка 25. При сборке во внутренние полости подшипников 8 и
21 закладывают 80—100 г смазки ЖРО, а при текущих ремонтах ТР-1 и ТР-2 добавляют по 10 — 15 г. На тепловозах ЧМЭЗ с № 3256 вместо электродвигателя МВХ типа SM5001 ставят электродвигатель типа МБ132М с подшипниками закрытого типа.

 

 

 

 

Рис. 117. Электродвигатель МВХ

 

 


Подшипниковые щиты отлиты из чугуна и прикреплены к станине восемью болтами М8. В расточку нижнего подшипникового щита 17 запрессована траверса 20, дополнительно укрепленная тремя болтами Мб. На траверсе собраны четыре комплекта щеткодержателей 19. Комплект состоит из двух щеткодержателей (в каждом по одной щетке), прикрепленных болтами к цилиндрическому пластмассовому держателю, конец которого вставляется в зажим траверсы и фиксируется болтом.

Вентиляторное колесо 12, отлитое из алюминиевого сплава, напрессовано на вал 5 со шпонкой до упора в борт и дополнительно закреплено стопорным кольцом. Для входа и выхода воздуха, охлаждающего электродвигатель, в стальных съемных лентах 1, закрывающих смотровые окна подшипниковых щитов, сделаны прорези (воздух засасывается со стороны коллектора и выбрасывается с противоположной стороны). Каждая лента укреплена пружинным замком 2.

На выступающий конец вала якоря, имеющий шпонку, напрессована и дополнительно укреплена болтом 23 (MI2) ступица 24 сварного рабочего колеса осевого вентилятора холодильника. Двенадцатилопастное колесо диаметром 630 мм вращается внутри сварной обечайки, к которой электродвигатель МВХ подвешен при помощи шести болтов Ml6, ввернутых в резьбовые отверстия верхнего подшипникового щита 10. После крепления электродвигателя обечайку устанавливают на каркасе шахты холодильника.

Внутри коробки зажимов 6 укреплена двумя винтами Мб текстолитовая панель с четырьми болтами (зажимами), к которым присоединены выводы трех последовательно соединенных обмоток и два провода из внешней
цепи. На схеме внутренних соединений электродвигателя (рис. 118, см. вкладку) зажимы обозначены 1Q1, 2Q2, SI и S2. При работе электродвигателя ток от ’’плюса” вспомогательного генератора (или аккумуляторной батареи) по проводу 2502 поступает к зажиму 1QI, проходит по двум параллельно соединенным катушкам добавочных полюсов разноименной полярности, затем по перемычке попадает к плюсовым щеткам, протекает по двум параллельным ветвям обмотки якоря к минусовым щеткам, от которых через перемычку и две параллельно соединенные катушки добавочных полюсов приходит на зажим 2Q2, соединенный перемычкой на панели с зажимом S2. Далее ток проходит по четырем соединенным последовательно-параллельно катушкам главных полюсов к зажиму S1, от которого по проводу 106 возвращается на ’’минус” ВГ(БА).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  112  113  114  115  116  117  118  119  ..