(рис. 109). Этот агрегат представляет собой
механическое объединение двух электрических машин (вспомогательного
генератора ВГ и возбудителя В). Вспомогательный генератор питает цепи
управления, освещения, независимую обмотку возбуждения возбудителя и
заряжает аккумуляторную батарею. Возбудитель предназначен для питания
независимой обмотки возбуждения тягового генератора.
Станины 1 и 2 обеих машин (рис. 110, а) представляют собой стальные
цилиндры диаметром 457 мм. к нижней части которых с двух сторон
приварены лапы 3, используемые для монтажа агрегата на главной раме
тепловоза. В каждой станине просверлены 16 сквозных отверстий а под
болты крепления полюсов и отверстие б с резьбой М20 под рым-болт. На
торцах станин имеются четыре резьбовых отверстия а под болты крепления
подшипниковых щитов.
Цилиндрическая часть станины возбудителя соединена сварным выступом и
перемычкой с кольцом, в котором сделаны четыре сквозных отверстия г под
болты 15 (Ml2) (см. рис. 109, а), соединяющие станины обеих машин. При
сборке двухмашинного агрегата фиксация станин обеспечивается постановкой
двух цилиндрических штифтов диаметром 10 мм.
К станинам прикреплены болтами по четыре главных и четыре добавочных
полюса. Сердечники 14 (рис. 110, б) главных полюсов набраны и 115
(вспомогательный генератор) и 65 (возбудитель)листов электротехнической
стали толщиной I мм, изолированных друг от друга лаком. По концам пакета
поставлены стальные лис ты толщиной 5 мм. Каждый пакет спрессован и
стянут пятью заклепками 17 диаметром 8 мм. В пакете сделаны два
резьбовых отверстия д (M12) под крепежные болты.
На сердечнике главного полюса вспомогательного генератора установлена
катушка 16, размещенная между двумя гетинаксовыми прокладками 13
толщиной 3 мм. Четыре последовательно соединенные катушки, выполненные
из 800 витков изолированного медного провода, образуют обмотку
параллельного возбуждения вспомогательной) генератора. На главных
полюсах возбудителя расположены три обмотки возбуждения, назначение и
устройство которых рассмотрены ниже. На каждом полюсе катушки всех трех
обмоток отделены друг от друга гетинаксовыми прокладками 13 толщиной 3
мм. При сборке между станинами и главными полюса-
ми с обеих сторон ставят резиновые клинья 15.
Добавочные полюсы обеих машин (рис. 110, в) конструктивно одинаковы и
отличаются лишь по способу крепления катушек. Сердечники 22 выполнены
цельными и имеют по два резь-бовых отверстия д (Ml2) под крепежные
болты. Обмотки добавочных полюсов состоят из четырех последовательно
соединенных катушек, имеющих по 22 (вспомогательный генератор) и 17
(возбудитель) витков полосовой меди. Катушка 23 добавочного полюса
возбудителя снизу упирается в полюсный наконечник 24, приваренный к
сердечнику, а сверху фиксируется двумя цилиндрическими штифтами 21
диаметром 3 мм, проходящими через отверстия в сердечнике. Катушка 25
добавочного полюса вспомогательного генератора укреплена на сердечнике
посредством двух верхних 21 и двух нижних 26 штифтов. Концы всех штифтов
разведены в разные стороны. Каждая катушка помещена между двумя
гетинаксовыми прокладками 13 толщиной 4 мм.
Якори обеих машин собраны на общем валу 1 (см. рис.
109, а) и конструктивно почти одинаковы. Каждый якорь состоит из
сердечника, обмотки и коллектора. Сердечники 19 набраны из 266
(вспомогательный генератор) и 166 (возбудитель) листов
электротехнической стали толщиной 0,5 мм, изолированных друг от друга
лаком. Листы зафиксированы шпонкой и стянуты двумя чугунными нажимными
шайбами, напрессованными на вал. При сборке задние нажимные шайбы 20
насаживают до упора в борт вала, а передние нажимные шайбы 17
дополнительно стопорят пружинным кольцом.
Сердечники имеют по восемь вентиляционных каналов диаметром 22 мм для
прохода охлаждающего воздуха, а также 47 (вспомогательный генератор) и
37 (возбудитель) пазов, в которые уложены волновые обмотки якорей 8,
собранные соответственно из 47 и 37 катушек. Каждая катушка состоит из
трех одновитковых секций, т. е. якорная обмотка вспомогательного
генератора имеет 141 виток, а возбудителя — 111 витков. В каждом пазу
сердечников якорей находятся шесть изолированных проводников. Поперечное
сечение проводников якорной обмотки возбудителя (и соот-
ветственно ширина паза) несколько больше, чем вспомогательного
генератора, так как у последнего ток нагрузки ниже. Катушки в пазах
закреплены текстолитовыми клиньями; лобовые части катушек укреплены
проволочными бандажами. Шаг обмоток по пазам 1 — 13 (вспомогательный
генератор) и 1 — 10 (возбудитель), шаг по коллектору соответственно 1 —
71 и 1 — 56. Концы секций якорных обмоток припаяны к петушкам
коллекторных пластин.
Коллекторы 7 по конструкции одинаковы и имеют 141 (вспомогательный
генератор) и 111 (возбудитель) коллекторных пластин. Корпус 28
коллектора (рис. 110, г) и нажимная шайба
32 спрессованы и стянуты шестью шпильками 27 (М12). Гайки, навернутые на
передние концы шпилек, дополнительно фиксируются лепестковыми шайбами.
Коллекторные пластины 29 изолированы друг от друга миканитовыми
прокладками, а от корпуса коллектора и нажимной шайбы — миканитовым
цилиндром 30 и двумя манжетами 31.
Вал 1 (см. рис. 109) вращается в двух подшипниках: шариковом 16 (со
стороны вспомогательного генератора) и роликовом 2 (со стороны
возбудителя). Подшипники установлены в щитах 4, прикрепленных четырьмя
болтами 9 (М12) к торцам станин. Внутренняя полость подшипников,
заполняемая смазкой, образована передней 22 и задней 23 подшипниковыми
крышками, которые стянуты тремя болтами М6, проходящими через отверстия
в щитах. Задние крышки 23 вместе с упорными кольцами 24 образуют
лабиринтные уплотнения, препятствующие попаданию смазки внутрь машин.
Упорное кольцо со стороны возбудителя напрессовано на вал до упора в
борт, а кольцо со стороны вспомогательного генератора надето на вал
свободно, но прижато к его борту внутренним кольцом подшипника 16.
Опорный подшипник 16 дополнительно закреплен стопорным кольцом 25.
Опорно-упорный подшипник 2 ограничивает осевой разбег вала двухмашинного
агрегата. При сборке во внутреннюю полость каждого подшипника
закладывают 100— 120 г смазки ЖРО, а при текущих ремонтах через масленки
3 добавляют по 10 —
20 г.
Подшипниковые щиты 4 отлиты из чугуна и по конструкции одинаковы. В
каждом щите расточено центральное отверстие диаметром 110 мм под
подшипник. Для осмотра коллектора и щеток в щитах сделаны четыре люка,
закрываемые съемными крышками с пружинными замками. Нижние крышки имеют
прорези для прохода охлаждающего воздуха.
На среднюю часть вала 1 напрессован стальной диск, к которому пятью
болтами М8 прикреплено вентиляторное колесо 13, отлитое из силумина.
Охлаждающий воздух засасывается через прорези в нижних крышках 21
подшипниковых щитов и выбрасывается через окна в станине возбудителя.
Сверху к станине возбудителя прикреплена текстолитовая панель зажимов 14
(на рис. 111 на вкладке расположение зажимов соответствует их
расположению на панели 14), закрываемая съемной крышкой.
Токосъемные устройства обеих машин конструктивноодинаковы и аналогичны
щеточному устройству тягового генератора. Четыре комплекта
щеткодержателей вместе с пластмассовыми изоляторами укреплены при помощи
стяжных болтов в приливах чугунной траверсы 5 (см. рис. 109), которая
прикреплена четырьмя болтами М8 к подшипниковому щиту. Комплект состоит
из двух щеткодержателей 6, в каждом из которых установлено по одной
щетке. Щетки вспомогательного генератора и возбудителя отличаются по
размерам (см. приложение 1) и поэтому невзаимозаменяемы.
Со стороны возбудителя на конусную часть вала напрессован шкив 35 (рис.
110, д) с восемью ручьями под приводные ремни. Шкив дополнительно
закреплен гайкой 34 с двумя шайбами, из которых одна пружиная. Для
спрессовки шкива предусмотрены осевое отверстие е и радиальное от-
верстие ж, совпадающее с кольцевьГ; канавкой з на наружной поверхности
вала 33.
При варенными к станинам лапами двухмашинный агрегат опирается на плиты
7 и 8 (см. рис. 110, а), изготовленные из швеллера. Задняя нлига 7 (со
стороны тягового генератора) с обоих концов имеет приварные пластины 6 и
при помощи пальцев 4 шарнирно соединена с ушками 5. В середине передней
плиты 8 приварена накладка 9 с вырезом под стяжной болт
10, головка которого пальцем II шарнирно соединена с ушками 12 (ушки 5 и
12 приварены к главной раме тепловоза). Такое крепление агрегата на
главной раме позволяет, меняя затяжку болта 10, регулировать натяжение
приводных ремней. При усилии 1У Н (1 кгс) стрела прогиба для новых
ремней должна быть равна 12 — 14 му, а для старых — 13 — 15 мм.