В тормозной системе тепловозов применены три
обратных клапана (на рис. 89 они обозначены 38, 6Т и 30).
Обратный клапан 38 установлен на трубопроводе, соединяющем компрессор с
главными резервуарами. В расточку чугунного корпуса 1 этого обратного
клапана (рис. 96, а) запрессована латунная втулка 2, служащая седлом для
клапана 3, изготовленного
из стали или латуни. Клапан, имеющий форму стакана, прижат к седлу
пружиной 4, навитой из проволоки диаметром 2 мм. Верхний конец пружины
упирается в расточку чугунной пробки 5, ввернутой в корпус. Пробка имеет
шестигранный выступ под ключ 32 мм.
В днище клапана 3 проточена канавка под уплотнительное кольцо 7,
изготовленное из масложаростойкой резины. Кольцо закреплено на клапане
фигурным болтом 8 и гайкой 6, под которую ставят упругую разрезную
шайбу.
Со стороны компрессора обратный клапан навернут на напорную трубу, а с
противоположной стороны в корпусе 1 имеется резьба под штуцер, к
которому накидной гайкой присоединена труба, идущая к главным
резервуарам. Вырабатываемый компрессором сжатый воздух по напорному
трубопроводу поступает в полость А, преодолевая усилие пружины 4,
поднимает клапан 3 и проходит в полость Б, из которой отводится в
главные резервуары. Конструкция корпуса обеспечивает пропуск воздуха
только в одном направлении. Для правильной установки обратного клапана
на корпусе / отлита стрелка, указывающая направление воздуха.
Из-за изношенности корпуса / и клапана 3 воздух может попадать внутрь
самого клапана, создавая противодавление. Во избежание этого в клапане 3
просверлено наклонное отверстие а диаметром 3 мм.
Обратный клапан 67 (см. рис. 89) установлен на трубе, соединяющей
тормозную магистраль с питательной. По конструкции он почти не
отличается от вышеописанного, но имеет меньшие размеры. Резиновое
уплотнительное кольцо 7 (рис. 96, б) вставляют в канавку днища клапана 3
и закрепляют с помощью медной шайбы б, которую прикрепляют к клапану
заклепкой 9. Пробка 5 имеет шестигранный выступ под ключ 27 мм.
Обратный клапан 30 (см. рис. 89) установлен на трубе, идущей к
резерву-ару управления. В расточку корпуса 1
(рис. 96, в) запрессована бронзовая втулка 2, в
которой перемещается нижняя часть клапана 3, имеющая крестообразную
форму. Резиновое уплотнительное кольцо 7 закреплено навернутой на клапан
тарелкой 11. Верхняя часть клапана 3, выполненная в виде цилиндрического
стержня диаметром
10 мм, перемещается внутри латунной втулки 10. Последняя запрессована в
чугунную пробку 5 для предотвращения перекоса клапана. Пробка имеет
шестигранный выступ под ключ 32 мм. Между втулкой 10 и тарелкой 11
поставлена пружина 4, навитая из проволоки диаметром 1,5 мм.
По концам корпуса 1 нарезана резьба М42 под накидные гайки 12, которыми
закрепляют патрубки 13. Между корпусом и патрубками ставят
уплотнительные кольца 14. Патрубки имеют внутреннюю резьбу 3/4 для
крепления присоединяемых к клапану труб.