Назначение и конструкция. Гидромеханический редуктор (рис. 81)
предназначен для передачи вращающего момента от коленчатого вала дизеля
на вал главного вентилятора и коленчатый вал компрессора. В редукторе,
кроме зубчатых передач, используются две гидромуфты, что обеспечивает
плавность передачи вращения, высокий к.п.д. и возможность
автоматического управления главным вентилятором и компрессором.
Редуктор имеет литой чугунный корпус, состоящий из двух частей — верхней
19 и нижней 3, стянутых между собой шпильками. Плоскость разъема корпуса
совпадает с осью валов гидромуфт. Это облегчает монтаж и демонтаж всех
узлов редуктора. Для установки редуктора на главной раме тепловоза у
нижней части 3 корпуса имеются четыре литые лапы 2 с отверстиями под
крепежные болты.
Корпус отлит заодно с вертикальными перегородками,
используемыми для установки подшипников валов. Перегородки делят корпус
на четыре отсека, которые сообщаются между собой через отверстия в
нижней части 3 корпуса, позволяющие маслу, стекающему после смазывания
подшипников и выбрасываемому из гидромуфт, проходить к сливной трубе,
соединяющей гидромеханический редуктор с рамой дизеля. Сливная труба
прикреплена четырьмя шпильками М12 к фланцу на заднем торце нижней части
3 корпуса редуктора.
В верхней части 19 установлен специальный корпус 16 с подшипниками
вертикального вала 13 привода главного вентилятора. Для осмотра обеих
гидромуфт предусмотрены два люка, закрытых крышками 18. К переднему
торцу редуктора при помощи фланца прикреплен корпус 26 с подшипниками
горизонтального вала 21 привода компрессора.
Входной вал 8 редуктора опирается на шариковый 6 и роликовый 11
подшипники, которые установлены в расточках задней торцовой стенки и
поперечной перегородки корпуса. Задний подшипник 6 закрыт крышкой 9,
уплотненной по валу сальником 7. На валу укреплена цилиндрическая
косозубая шестерня 10 (z=43). Между шестерней 10 и задним подшипником 6
ставят дистанционное кольцо. Шестерня 10 находится в зацеплении с
шестерней 5 (z=15), напрессованной на вал 1 насосных колес.
Дополнительно шестерня 5 крепится шпонкой. Цилиндрическими выступами
шестерня опирается на два шариковых подшипника 4, которые являются таким
образом опорами вала I насосных колес. Третьей опорой этого вала служит
шариковый подшипник 17 (рис. 82).
На вал 1 насосных колес до упора в выступ напрессованы два насосных
колеса 9 и 11 гидромуфт I и II(см. рис. 81), одинаковых по конструкции и
размерам. Каждое из насосных колес дополнительно укреплено шпонками 21 и
24 (см. рис. 82) и гайками 20 и 10 с лепестковыми шайбами. Насосные
колеса отлиты из чугуна и имеют прямые радиальные лопасти. Кроме
насосного колеса, каждая гидромуфта имеет турбинное колесо и колокол.
Турбинные колеса 7 и 13 отлиты из чугуна вместе с прямыми радиальными
лопастями. В ступице турбинного колеса имеется кольцевая канавка с
восемью сквозными наклонными отверстиями. Чугунные литые колокола 8 и 12
соединяются с турбинными колесами болтами и закрывают полости гидромуфт.
В колоколах устанавливают по два сопла а и б для выброса масла из
гидромуфт. Диаметры сопловых отверстий гидромуфт I и II соответственно
равны 2,2 и 1,6 мм.
Опорой колокола 8 гидромуфты I служит шариковый подшипник 23, а колокола
12 гидромуфты II — шариковый подшипник 22. Оба подшипника смонтированы в
перегородке корпуса. Турбинное колесо 7 гидромуфты /с натягом укреплено
на пустотелом валу-шестерне 4, свободно установленном на валу I насосных
колес. Дополнительное крепление турбинного колеса осуществляется шпонкой
5 и гайкой 25 со стопорной шайбой. Опорой вала-шестерни 4 турбинного
колеса является шариковый подшипник 27, смонтированный в перегородке
корпуса редуктора.
Пустотелый вал 4 изготовлен за одно целое с конической шестерней,
находящейся в постоянном зацеплении с конической шестерней вала 13
привода главного вентилятора (см. рис. 81). Этот вал смонтирован в
корпусе 16 и вращается в двух подшипниках — роликовом 17 и шариковом 12,
причем верхний подшипник 12 является опорно-упорным. Наружные кольца
обоих подшипников фиксируются в корпусе 16 при помощи стопорных колец и
крышки 15, закрывающей сверху корпус. Между внутренними кольцами
подшипников установлена дистанционная втулка. В крышке 15 установлен
сальник 14, предотвращающий просачивание масла по валу 13.
Турбинное колесо 13 (см. рис. 82) гидромуфты 11 укреплено на пустотелом
валу-шестерне 18, который установлен с зазором относительно вала /
насосных колес. Колесо 13, так же как и колесо 7, дополнительно
укреплено гайкой 19 и стопорной шайбой. Опорой вала-шестерни 18 служит
шариковый подшипник 16, установленный в торцовой стенке корпуса
редуктора. К корпусам подшипников 15 и 26 присоединены маслоподводящие
трубки 6 и 14.
Вал 18 изготовлен заодно с цилиндрической шестерней, в расточке которой
размещен опорный шариковый подшипник 17 вала 1 насосных колес.
Цилиндрическая шестерня входит в зацепление с внутренними зубьями
корончатой шестерни, изготовленной за одно целое с
валом 21 (см. рис. 81) привода компрессора.
Вал расположен в корпусе 26 и опирается на
два подшипника — роликовый 25 (опорный) и шариковый 24 (опорно-упорный).
Между наружными и внутренними кольцами подшипников установлены
дистанционные втулки. Внутреннее кольцо подшипника 24 закреплено гайкой
23. Корпус 26 закрыт крышкой 20, в которой установлен сальник 22 для
уплотнения масляной камеры относительно вала 21.
Золотниковая коробка (рис. 83) предназначена для перепуска масла из
масляной системы дизеля в гидромуфты. Она укреплена на левой стороне
корпуса гидромеханического редуктора четырьмя болтами. В литом чугунном
корпусе 3 расточены два сквозных вертикальных цилиндриче-ских отверстия,
в которых перемещаются золотники 4 и 8. Отверстия под золотники с обеих
сторон закрыты крышками. Каждая крышка прикреплена к корпусу
золотниковой коробки четырьмя шпильками 6 и уплотнена резиновыми
прокладками. В нижние крышки / упираются возвратные пружины 2
золотников, а верхние крышки 5 снабжены штуцерами для подсоединения
воздухоподводящих трубок. К левой крышке прикреплена трубка, идущая от
регулятора давления воздуха компрессора, а к правой — трубка от вентиля
ВПЖ2, укрепленного на стенке, отделяющей шахту холодильника от
дизельного помещения.
Оба золотника одинаковы по конструкции и представляют собой стальные
цилиндры диаметром 36 мм, в средней части которых имеется кольцевая
проточка шириной 20 мм и глу-биной 10 мм. В верхней части золотника
сделаны две канавки под резиновые кольца 7, уплотняющие воздушную
полость над золотником и масляную полость г, образованную кольцевой
проточкой золотника. Между кольцами имеется лабиринтная канавка,
соединенная с нижней полостью коробки двумя наклонными в и одним осевым
а отверстиями. В нижней части золотника расточено цилиндрическое гнездо
диаметром 28 мм и глубиной 40 мм под пружину 2.
Трубка 10, по которой подводится масло из системы, при помощи фланца
II соединена с фланцем 13 и вместе с ним прикреплена к корпусу 3 двумя
болтами 9. Фланец 13, дополнительно прикрепленный к корпусу двумя такими
же болтами, закрывает наклонную канавку з корпуса, в которой сделаны три
сквозных отверстия. Через среднее отверстие и диаметром 4 мм масло
постоянно проходит на смазывание подшипников гидромеханического
редуктора, для чего на тыльной стороне коробки сделана Т-образная
канавка к, совпадающая с отверстиями корпуса, в которые ввернуты штуцера
крепления маслораспределительных трубок. По трубке 15 масло подводится
для смазывания подшипников входного вала редуктора, по трубке 18 — для
смазывания подшипников колоколов гидромуфт, а по трубке 19 — для
смазывания подшипников вала привода компрессора. На тепловозах
последнего выпуска вместо располагающейся внутри корпуса трубки 19
ставят наружную трубку. Один конец ее посредством штуцера соединен с
корпусом привода компрессора, а другой — с золотниковой коробкой (через
боковое отверстие, совпадающее с кольцевой выточкой золотника 4,
находящегося в верхнем положении). Таким образом, при заполнении
гидромуфты привода компрессора масло одновременно поступает и на
смазывание подшипников вала привода компрессора. Отверстия б и д
диаметром 16 мм используются для пропуска масла к гидромуфтам по трубкам
17 и 16 ив процессе работы могут перекрываться зо-
лотниками. На фланце 13 имеется отверстие е с резьбой для крепления
трубки 14, по которой масло из наклонной канавки корпуса отводится на
смазывание подшипников вертикального вала привода главного вентилятора.
Рис. 83. Золотниковая коробка редуктора:
1 — нижняя крышка; 2 — возвратная пружина; 3 — корпус; 4,8 — золотники;
5 — верхняя крышка; б — шпилька; 7 — резиновое кольцо; 9 — болт; 10, 14,
15, 16, 17, 18,19 — трубки подвода масла; 11, 13 — фланцы; 12 — штуцер;
а, в — отверстия в золотнике; б, д, и — отверстия в корпусе; г —
масляная полость; е, ж — отверстия во фланце; з,к — канавки