Впускной коллектор. Для подвода сжатого воздуха от турбонагнетателя к
цилиндровым крышкам служит впускной коллектор, представляющий собой
стальной сварной короб прямоугольного или цилиндрического (на дизелях
первого выпуска) сечения.
Передний конец коллектора изогнут в виде колена для соединения с крышкой
первого цилиндра. К коллектору приварены пять коротких патрубков,
заканчивающихся фланцами, при помощи которых он соединяется с остальными
цилиндровыми крышками. Каждый патрубок прикреплен к цилиндровой крышке
четырьмя болтами и уплотнен паронитовой прокладкой.
На переднем конце коллектора имеется отверстие с ввернутым в него
штуцером. Штуцер закрыт пробкой и используется при реостатных испытаниях
тепловоза для постановки манометра, показывающего давление наддувочного
воздуха. К заднему концу
коллектора крепят два переходных патрубка,
соединяющих его с охладителем наддувочного воздуха.
Выпускные коллекторы. Для отвода отработавших газов от цилиндровых
крышек к турбонагнетателю используются выпускные коллекторы (рис. 78).
Дизель K6S310DR оснащен двумя выпускными коллекторами.
Верхний коллектор своими патрубками 5 присоединен к первой, четвертой и
пятой цилиндровым крышкам, а нижний — ко второй, третьей и шестой. При
таком соединении коллекторов с цилиндрами выпуск газов в каждый
коллектор происходит после поворота коленчатого вала на 240°. За этот
период давление в коллекторе успевает снизиться к моменту продувки в
следующем цилиндре. Кроме того, наличие двух коллекторов обеспечивает
пульсирующий поток газов, идущих к турбине, что позволяет более
эффективно использовать их энергию. Каждый патрубок 5 прикреплен
четырьмя болтами 4 к фланцу цилиндровой крышки и уплотнен паронитовой
прокладкой.
В патрубке 5 имеется отверстие,
закрытое пробкой и используемое при реостатных испытаниях тепловоза для
установки термопар, с помощью которых измеряют температуру выпускных
газов по цилиндрам.
Каждый коллектор состоит из двух частей 1 и 2 и патрубка 3, отлитых из
стали. Места стыковки двух частей коллектора и патрубка с
турбонагнетателем выполнены подвижными с учетом температурного изменения
длины деталей. Уплотнение по стыку обеспечивается тремя жаропрочными
чугунными кольцами, для чего на наружной поверхности части 2 и патрубка
3 проточены кольцевые канавки а.
Патрубок 3 при помощи шести болтов прикреплен к фланцу задней части 2
коллектора и уплотнен медноасбестовой прокладкой.
Части 1 и 2 коллектора выполняют с термоизоляцией, для чего их
обматывают асбестовым шнуром и обшивают стеклотканью, а сверху закрывают
тонкостенными оцинкованными стальными кожухами. Последние сделаны
разъемными и состоят из нескольких частей, которые соединяют болтами,
ввертываемыми в кожух.
Рис. 78. Выпускные коллекторы:
1,2 — части коллектора; 3, 5 - патрубки; 4 - болт, а — канавка