ВОДЯНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЯ K6S310DR ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э
Установленный на тепловозах дизель имеет водяное
охлаждение, необходимость которого обусловлена высоким нагревом
отдельных его частей, соприкасающихся с горячими газами. Уже в конце
такта сжатия температура воздуха в цилиндрах повышается до 500 — 700 °С,
а при сгорании топлива она достигает 2000 °С. Даже отработавшие газы на
выхлопе имеют температуру 430 — 480 °С. Такой высокий нагрев деталей мог
бы вызвать значительную их деформацию, разрушение, пригорание масла и,
как следствие, заклинивание поршней в цилиндрах.
Сильный нагрев деталей дизеля требует интенсивного охлаждения их водой,
температура которой должна быть достаточно высокой во избежание
появления трещин в блоке, цилиндровых втулках, крышках цилиндров и
корпусе турбонагнетателя. Нагретая вода охлаждается в секциях радиатора,
а часть тепла, отводимого от дизеля водой, используется для
вспомогательных целей (подогрева топлива в баке и воздуха в кабине
машиниста в холодное время года).
На тепловозах ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ вода используется также для охлаждения
дизельного масла в водомасляном теплообменнике и наддувочного воздуха
перед поступлением его в цилиндры дизеля. Так как охлаждение масла и
наддувочного воздуха должно осуществляться водой с более низкой
температурой по сравнению с водой, охлаждающей дизель, то водяная
система имеет два самостоятельных контура циркуляции воды. Температура
воды в основном конту-
ре поддерживается в пределах 70 — 85 °С, а во вспомогательном — 60 — 70
°С. Циркуляцию воды в каждом контуре осуществляет специальный насос,
получающий привод от коленчатого вала дизеля.
Для охлаждения воды основного контура используются шестнадцать, а
вспомогательного — восемь водяных секций, установленных в шахте
холодильника. Оба контура объединены расширительным баком, укрепленным
над шахтой холодильника.