41. МАСЛЯНЫЙ НАСОСА ДИЗЕЛЯ K6S310DR ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э: Пособие машинисту 2-е изд (Нотик З.X.) - 1996 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

 

41. МАСЛЯНЫЙ НАСОСА ДИЗЕЛЯ K6S310DR ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э



Насос (рис. 63) шестеренного типа, создавая давление масла, обеспечивает его циркуляцию в системе и подвод ко всем трущимся поверхностям деталей дизеля, а также к гидромеханическому редуктору и к объединенному регулятору. Подача насоса составляет 49 400 л/ч (13,7 л/с) при частоте вращения его рабочих шестерен 1400 об/мин (т. е. при частоте вращения коленчатого вала дизеля 750 об/мин).

В литом чугунном корпусе 12 расположены две цилиндрические прямозубые шестерни (z= 11) — ведущая 14 и ведомая 27. Шестерни изготовлены из высококачественной стали и жестко укреплены на валах с помощью призматических шпонок 13. Поверхности зубьев шестерен закалены и цементированы.

Корпус насоса закрыт двумя крышками — передней 15 и задней 10, стянутыми шестью шпильками 11 (M12). Точность установки крышек обеспечивается двумя цилиндрическими штифтами диаметром 5 мм. Для герметичности насоса между крышками и корпусом ставят бумажные прокладки.

Вал 17 ведущей шестерни заканчивается фланцем, к которому восемью болтами 7 (Ml2) прикреплена цилиндрическая косозубая шестерня привода 8 (z=36), входящая в зацепление с шестерней 4 (см. ниже рис. 64) коленчатого вала. Опорами валов 17 и 28 (см. рис. 63) служат стальные с бронзовым покрытием втулки 16, запрессованные в расточки крышек и дополнительно закрепленные штифтами. Задний втулочный подшипник 9 вала 17 ведущей шестерни является опорно-упорным и имеет борт с антифрикционным покрытием. Подшипник ограничивает осевой разбег ведущей шестерни 14 (0,08 — 0,15 мм). Смазывание втулочных подшипников осуществляется дизельным маслом, которое проходит по продольным пазам на их внутренней поверхности и по радиальным на торце борта.

 

Всасывающая и нагнетательная полости корпуса насоса соединены соответственно с всасывающей трубой, идущей от масляного бака, и нагнетательной трубой, по которой масло поступает к фильтру грубой очистки. Для крепления труб на боковых поверхностях корпуса 12 сделаны квадратные фланцы, в которые ввернуты по четыре шпильки М12.

Масляный насос крепится к корпусу привода насосов, для чего задняя крышка 10 имеет кольцевой центрирующий борт а, восемь отверстий под
шпильки Ml2 и одно отверстие под штифт диаметром 10 мм. Передняя крышка 15 насоса служит для размещения предохранительного клапана и шестерен привода топливоподкачивающего насоса.

Предохранительный клапан 1 выполнен в виде стакана и установлен в цилиндрической расточке крышки 15. Клапан имеет конический поясок, которым притирается к посадочному месту в крышке 15, отделяя тем самым нагнетательную полость А от всасывающей Б. На наружной поверхности

клапана проточены три лабиринтные канавки. Клапан нагружен пружиной 2, затяжка которой осуществляется при помощи винта 6, упирающегося в тарелку 3. Винт 6 ввернут во фланец

4, прикрепленный тремя шпильками к фланцу прилива крышки 15. Клапан регулируют на давление 0,7 МПа (7 кгс/см2), после чего на выступающий конец винта 6 наворачивают колпачковую гайку 5.

Находящееся в нагнетательной полости насоса масло постоянно давит на кольцевой выступ клапана 7. Если давление масла превысит 0,7 МПа (7 кгс/см2), то клапан открывается, и масло из нагнетательной полости попадает во всасывающую, что Приводит к понижению давления в нагнетательном трубопроводе.

Ведущая шестерня 18 привода топливоподкачивающего насоса (z=20) укреплена на переднем конце вала 28 ведомой рабочей шестерни при помощи шпонки 19 и гайки 20. Между шестерней 18 и выступом вала 28 установлена втулка 21 с уплотнительным кольцом. Просочившееся через втулочный подшипник 16 масло отсасывается по сверлению б в крышке 15, выходящему во всасывающую полость насоса.

Шестерня 18 находится в зацеплении с промежуточной шестерней 24 (z=26), установленной на пальце 23 при помощи двух шариковых подшипников 22. Палец 23 запрессован в крышку 15 и дополнительно закреплен стопорным кольцом. Промежуточная шестерня 24 передает вращение шестерне привода топливоподкачивающего насоса, который прикреплен четырьмя шпильками к фланцу в. Передний торец крышки 15 закрыт съемной крышкой 25.

 

 

 

 

 

 

Рис. 63. Масляный насос:
1- предохранительный клапан; 2 — пружина; 3 — тарелка; 4 фланец; 5- колпачковая гайка; 6 — регулировочный винт; 7 — болт; 8 - шестерня привода насоса; 9 — задний втулочный подшипник; 10, 15 — задняя и передняя крышки; И — шпилька; 12 — корпус насоса; 13, 19 - шпонки; 14, 27 ведущая и ведомая рабочие шестерни; 16 — втулочный подшипник; 17 — вал ведущей рабочей шестерни; 18 ведущая шестерня привода топливоподкачивающего насоса; 20 — гайка; 21 — втулка; 22 — шариковый подшипник; 23 - палец; 24 - промежуточная шестерня; 25 - крышка; 26 — пробка; 28 — вал ведомой рабочей шестерни; а — центрирующий борт; б — сверление; в — фланец; А, В — нагнетательная и всасывающая полости насоса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..