Насос (рис. 63) шестеренного типа, создавая давление масла, обеспечивает
его циркуляцию в системе и подвод ко всем трущимся поверхностям деталей
дизеля, а также к гидромеханическому редуктору и к объединенному
регулятору. Подача насоса составляет 49 400 л/ч (13,7 л/с) при частоте
вращения его рабочих шестерен 1400 об/мин (т. е. при частоте вращения
коленчатого вала дизеля 750 об/мин).
В литом чугунном корпусе 12 расположены две цилиндрические прямозубые
шестерни (z= 11) — ведущая 14 и ведомая 27. Шестерни изготовлены из
высококачественной стали и жестко укреплены на валах с помощью
призматических шпонок 13. Поверхности зубьев шестерен закалены и
цементированы.
Корпус насоса закрыт двумя крышками — передней 15 и задней 10, стянутыми
шестью шпильками 11 (M12). Точность установки крышек обеспечивается
двумя цилиндрическими штифтами диаметром 5 мм. Для герметичности насоса
между крышками и корпусом ставят бумажные прокладки.
Вал 17 ведущей шестерни заканчивается фланцем, к которому восемью
болтами 7 (Ml2) прикреплена цилиндрическая косозубая шестерня привода 8
(z=36), входящая в зацепление с шестерней 4 (см. ниже рис. 64)
коленчатого вала. Опорами валов 17 и 28 (см. рис. 63) служат стальные с
бронзовым покрытием втулки 16, запрессованные в расточки крышек и
дополнительно закрепленные штифтами. Задний втулочный подшипник 9 вала
17 ведущей шестерни является опорно-упорным и имеет борт с
антифрикционным покрытием. Подшипник ограничивает осевой разбег ведущей
шестерни 14 (0,08 — 0,15 мм). Смазывание втулочных подшипников
осуществляется дизельным маслом, которое проходит по продольным пазам на
их внутренней поверхности и по радиальным на торце борта.
Всасывающая и нагнетательная полости корпуса насоса
соединены соответственно с всасывающей трубой, идущей от масляного бака,
и нагнетательной трубой, по которой масло поступает к фильтру грубой
очистки. Для крепления труб на боковых поверхностях корпуса 12 сделаны
квадратные фланцы, в которые ввернуты по четыре шпильки М12.
Масляный насос крепится к корпусу привода насосов, для чего задняя
крышка 10 имеет кольцевой центрирующий борт а, восемь отверстий под
шпильки Ml2 и одно отверстие под штифт диаметром 10 мм. Передняя крышка
15 насоса служит для размещения предохранительного клапана и шестерен
привода топливоподкачивающего насоса.
Предохранительный клапан 1 выполнен в виде стакана и установлен в
цилиндрической расточке крышки 15. Клапан имеет конический поясок,
которым притирается к посадочному месту в крышке 15, отделяя тем самым
нагнетательную полость А от всасывающей Б. На наружной поверхности
клапана проточены три лабиринтные канавки. Клапан
нагружен пружиной 2, затяжка которой осуществляется при помощи винта 6,
упирающегося в тарелку 3. Винт 6 ввернут во фланец
4, прикрепленный тремя шпильками к фланцу прилива крышки 15. Клапан
регулируют на давление 0,7 МПа (7 кгс/см2), после чего на выступающий
конец винта 6 наворачивают колпачковую гайку 5.
Находящееся в нагнетательной полости насоса масло постоянно давит на
кольцевой выступ клапана 7. Если давление масла превысит 0,7 МПа (7
кгс/см2), то клапан открывается, и масло из нагнетательной полости
попадает во всасывающую, что Приводит к понижению давления в
нагнетательном трубопроводе.
Ведущая шестерня 18 привода топливоподкачивающего насоса (z=20)
укреплена на переднем конце вала 28 ведомой рабочей шестерни при помощи
шпонки 19 и гайки 20. Между шестерней 18 и выступом вала 28 установлена
втулка 21 с уплотнительным кольцом. Просочившееся через втулочный
подшипник 16 масло отсасывается по сверлению б в крышке 15, выходящему
во всасывающую полость насоса.
Шестерня 18 находится в зацеплении с промежуточной шестерней 24 (z=26),
установленной на пальце 23 при помощи двух шариковых подшипников 22.
Палец 23 запрессован в крышку 15 и дополнительно закреплен стопорным
кольцом. Промежуточная шестерня 24 передает вращение шестерне привода
топливоподкачивающего насоса, который прикреплен четырьмя шпильками к
фланцу в. Передний торец крышки 15 закрыт съемной крышкой 25.