Регулятор (рис. 61) предназначен для защиты
дизеля от ’’разноса” в случае несоответствия нагрузки и развиваемой
дизелем мощности. Чаще всего причиной такого несоответствия является
неисправность объединенного регулятора. Автоматическое срабатывание
предельного регулятора происходит при частоте вращения коленчатого вала,
равной 835±10об/мин, т. е. превышающей номинальную частоту на 10 %.
Предельный регулятор расположен в корпусе привода распределительного
вала и состоит из трех узлов:
центробежного чувствительного элемента, механического усилителя и
механизма взвода. Центробежный чувствительный элемент смонтирован на
шестерне 3 распределительного вала 6 (z=54). Он имеет два центробежных
груза 7, каждый из которых представляет собой неравноплечий рычаг,
поворачивающийся на оси.
Осями служат специальные болты 5,
используемые одновременно для крепления шестерни 3 к фланцу хвостовика
распределительного вала. Конец болта 5 расклепан, что предотвращает
продольное смещение груза. Короткие плечи грузов 7 оттянуты пружинами 4,
натяжение которых можно менять при помощи регулировочных болтов 12 с
квадратными хвостовиками. Болты 12 ввернуты в специальные держатели 1,
укрепленные гайками 2 на шестерне 3 (около ее обода). Один конец пружины
4 надет на головку болта 12, а другой соединен с пальцем 8,
запрессованным в отверстие короткого плеча груза 7. Пружины
отрегулированы таким образом, что они не могут помешать расхождению
фузов при достижении коленчатым валом частоты вращения 835± 10 об/мин.
Расхождение грузов на одинаковый угол обеспечивается муфтой 28,
представляющей собой разъемную обойму, свободно установленную на валу 6
и стянутую двумя болтами б. Муфта имеет пазы а, в которые заведены
стержни 36, укрепленные на грузах 7. Поворот одного из грузов через
стержень и муфту передается стержню другого груза, который,
поворачиваясь на тот же угол, включает в работу вторую пружину. Если
частота вращения коленчатого вала дизеля не превышает номинальной, то
длинные плечи грузов усилием пружин прижаты к валу 6.
Механический усилитель предназначен для поворота вала 20
управления топливными насосами в положение нулевой подачи топлива по
сигналу центробежного элемента. Усилитель собран в сварном стальном
корпусе 15, прикрепленном тремя болтами к торцовой стенке блока дизеля.
В корпусе 15 установлены два вала с укрепленными на них рычагами. На
валу 26 при помощи штифтов жестко укреплены рычаги 9, 10 и 25, а
четвертый рычаг 27 установлен на этом же валу с небольшим зазором.
Одноплечий рычаг 9 (рычажная лапа) расположен над центробежными грузами.
Рычаг 10 имёет на конце вилку и шарнирно соединен с промежуточным
рычагом 13, а рычаг 25 является упорным, так как при работающем дизеле
он упирается в регулировочный болт 23, ввернутый в перегородку 24
корпуса и закрепленный гайкой.
Упорный 25 и храповой 27 рычаги имеют выступы для взаимодействия при
взводе регулятора по принципу зубчатой муфты.
На валу 11 жестко укреплены рычаги 14, 21 и 22. Рычаг 14 (см. на рис. 61
схему А) шарнирно соединен с промежуточным рычагом 13, т. е. рычаги 10,
13 и 14 осуществляют связь валов
26 и II. На одноплечий рычаг 21, заканчивающийся крюком, постоянно
действует пружина 16, работающая на растяжение. Второй конец пружины
16 соединен с корпусом 15.
Рычаги 10 и 13 расположены относительно друг друга с обратным прогибом 1
мм, и усилие от пружины 16, передаваемое через рычаги 21, 14, 13, 10,
стремится вызвать поворот вала 26 против часовой стрелки, чему
препятствует регулировочный болт, в который упирается рычаг 25.
Рычаг22 шарнирно соединен тягой
17 с зубчатой полумуфтой 18, свободно установленной на валу 20
управления топливными насосами. Вторая зубчатая полумуфта 19 жестко
укреплена на валу 20 с помощью штифта. Зазор между выступами полумуфт
позволяет валу 20 поворачиваться под действием объединенного регулятора.
Механизм взвода служит для ручного управления механическим
усилителем после автоматического срабатывания регулятора. К механизму
взвода относится вал 33, проходящий через отверстие кронштейна 32,
прикрепленного четырьмя болтами 35 к торцу блока цилиндров. На валу 33
укреплен рычаг 31, соединенный при помощи тросика
30 С плечом храпового рычага 27, имеющего на конце крюк. Другое плечо
рычага 27 соединено с пружиной 29, второй конец которой укреплен на
выступе кронштейна 32.