Привод осуществляется от коленчатого вала дизеля с помощью
цилиндрических косозубых шестерен, изготовленных из качественной стали и
размещенных в стальном разъемном корпусе. Так как рабочий цикл
четырехтактного дизеля совершается за два оборота коленчатого вала, то
распределительный вал должен вращаться в два раза медленнее коленчатого.
Такое уменьшение частоты вращения распределительного вала обеспечивается
за счет определенного соотношения чисел зубьев шестерен привода.
Ведущая шестерня 2 (рис. 29) привода (z = 74) укреплена на коленчатом
валу 1 дизеля. Ведомая шестерня
9 (z = 54) прикреплена восемью болтами к фланцу хвостовика
распределительного вала. Вращение от ведущей шестерни 2 к ведомой 9
передается через блок промежуточных шестерен, который состоит из большой
шестерни 3(z = 74) и малой шестерни
17 (z = 27). Большая промежуточная шестерня находится в зацеплении с
ведущей, а малая — с ведомой.
Шестерня 3 насажена с натягом на ступицу шестерни 17. Правильность
сборки шестерен обеспечивается с по-
мощью штифта 4, а дополнительное крепление осуществляется одиннадцатью
болтами 7 (М16). В ступицу малой промежуточной шестерни 17 с двух сторон
запрессованы до упора в борты стальные втулки 13 с бронзовым покрытием
толщиной 1,5 мм и тонким слоем баббита.
Блок промежуточных шестерен вращается на пальце 5, запрессованном в
поперечину 6, которая представляет собой стальную литую коробку. В
боковых стенках поперечины имеются окна для прохода шестерен, а в
торцовых стенках — расточки под палец. Поперечина фиксируется на заднем
торце блока дизеля двумя штифтами
19 и крепится к нему четырьмя болтами 10 (М24), которые ввернуты в
приваренные к блоку бонки 8.
Палец 5 имеет две шейки диаметром 67 мм под втулочные подшипники и две
цилиндрические части диаметрами 60 и 70 мм для запрессовки в расточки
поперечины. На торце пальца и приливе поперечины выполнены пазы под
стопорную планку 16, которая прикреплена к поперечине двумя болтами 18 и
дополнительно фиксирует палец.
В пальце сделаны несквозное осевое сверление а и четыре радиальных
отверстия б для подвода масла к втулочным подшипникам 13. Возле
отверстий на наружной поверхности шеек имеются лыски в, способствующие
созданию масляного клина. В осевое сверление а запрессована втулка 14 с
резьбой под пустотелый штуцер 15. Для смазывания деталей привода
распределительного вала масло от нижнего масляного коллектора по трубке
12 подводится к штуцеру 15 и соплу 11.
Из штуцера масло по осевому а и радиальным б
отверстиям поступает к втулочным подшипникам блока промежуточных
шестерен.
Сопло 11 представляет собой трубку, к которой приварен фланец е с
запрессованным в него штифтом д диаметром 4 мм. С одной стороны сопло
заварено и имеет три радиальных отверстия г диаметром 1 мм для выхода
масла. На другом конце сопла нарезана резьба Ml0 и просверлено
радиальное отверстие ж диаметром 3 мм для подвода масла. Сопло
устанавливают с внутренней стороны поперечины 6 до упора фланцем и
фиксируют гайкой 20. На выступающую часть сопла надевают трубку 12 и
навертывают колпачковую гайку 21. Через отверстия г в сопле масло
разбрызгивается на зубья шестерен. Смазав детали, масло стекает в корпус
привода распределительного вала и через втулку
4 (см. рис. 18) в седьмой поперечной перегородке рамы дизеля и сливное
отверстие 11 попадает в масляный бак.