24. ПОРШЕНЬ, ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ И ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА ДИЗЕЛЯ K6S310DR
ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э
Поршень (рис. 26) воспринимает давление газов, образующихся при сгорании
топлива в цилиндре, и через шатун передает усилие на кривошип
коленчатого вала. Поршень отлит из кремнийалюминиевого сплава,
обладающего высокой теплопроводностью. Масса поршня 42 кг.
Верхняя часть поршня — головка — имеет форму усеченного конуса и
выполнена толстостенной, так как она воспринимает давление газов и
находится под действием их высоких температур. Коническая форма головки
исключает заклинивание поршня вследствие температурного расширения.
Торец головки поршня (днище) имеет сложную форму, обеспечивающую хорошее
смешение топлива с воздухом внутри цилиндра. Днище поршня вместе с
цилиндровой втулкой и цилиндровой крышкой образует камеру сгорания.
Так как высота камеры сжатия, т. е. расстояние от торца поршня,
находящегося в верхней мертвой точке, до цилиндровой крышки, равна 13
мм, то для свободного открытия рабочих клапанов при продувке цилиндра
(ход клапанов 25 мм) в днище сделаны четыре углубления 1. Два глухих
отверстия 11 с резьбой М12 предназначены под болты, которыми крепят
монтажную скобу для выемки и постановки поршня. На наружной поверхности
головки проточены пять кольцевых канавок (ручьев) под поршневые кольца,
причем четыре ручья 3 служат для постановки уплотнительных
(компрессионных) колец, а в пятый ручей 4 ставят верхнее маслосъемное
кольцо.
Нижняя часть поршня — юбка — имеет цилиндрическую форму (диаметр 309,6
мм) и служит для направления поршня в цилиндре. На наружной поверхности
юбки проточен один ручей 8 под нижнее маслосъемное кольцо. Для слива
масла, снимаемого кольцами со стенок цилиндра, в ручьях 4 и
8 просверлены отверстия 9 диаметром соответственно 8 и 6 мм.
В средней части поршня имеются приливы (бобышки), в
которых расточены отверстия 5 диаметром 130 мм под поршневой палец,
перемещение которого ограничено стопорными кольцами 10. Для постановки
колец 10 в бобышках проточены кольцевые канавки 7.
Поршень отлит за одно целое со змеевиком 2, предназначенным для
охлаждения головки поршня маслом, поступающим из масляной системы
дизеля. Змеевик 2 выполнен в виде стальной спиральной трубки диаметром
15 мм, на одном конце которой сделана резьба под сопло с отверстием
диаметром 8 мм для слива масла. Другой конец трубки заглушен пробкой
12, а для входа масла в змеевик к трубке приварен отросток 13, выходящий
в дугообразную канавку 6, профрезеро-ванную в бобышке поршня (на рис. 26
движение масла показано стрелками).
Поршневой палец (рис. 27, а) служит для шарнирного соединения поршня с
шатуном. Палец 1 изготовлен из легированной стали в виде толстостенной
втулки. Наружная поверхность пальца цементирована и закале-
на. После термообработки палец шлифуют и полируют. Полость пальца с
обеих сторон закрыта заглушками а, которые запрессованы в торцовые
расточки пальца диаметром 60 мм на глубину 10 мм. Дополнительно заглушки
закреплены кольцами, расчеканенными в конических расточках. Палец имеет
два радиальных отверстия г диаметром 13 мм в средней части и четыре
радиальных отверстия в такого же диаметра на том конце пальца, который
проходит через бобышку с канавкой 6 (см. рис. 26).
Для удобства монтажа и демонтажа пальца на одном торце его сделаны два
отверстия б с резьбой (см. рис. 27, а). При сборке шатунно-поршневой
группы необходимо следить за тем, чтобы со стороны бобышки поршня,
имеющей дугообразную канавку, был конец пальца с резьбовыми отверстиями
б. Только в этом случае радиальные отверстия в пальце совпадут с
дугообразной канавкой в поршне. Палец устанавливают с небольшим натягом
относительно поршня, для чего поршень предварительно нагревают до
температуры 80—120°С. Во время работы
дизеля вследствие значительного нагрева поршня
палец становится плавающим, т. е. может поворачиваться, что улучшает его
смазывание и уменьшает износ.
Поршневые кольца (рис. 27, б) изготавливают из специального чугуна. На
поршне устанавливают кольца двух типов: уплотнительные (компрессионные)
и маслосъемные. Уплотнительные кольца, обеспечивающие
герметичность камеры сгорания, имеют прямоугольное сечение и прямые
замки (ранее применялись кольца с косыми замками). Верхнее кольцо 2
хромируют, так как оно работает в самых тяжелых условиях, находясь в
зоне действия высоких температур. У первого кольца 2 сверху и снизу
сняты фаски под углом 45°. У второго уплотнительного кольца 3 кромки
притуплены. Третье и четвертое уплотнительные кольца 4 имеют конический
срез под углом 30, переходящий в фаску под углом 45°, и острые нижние
кромки. Такая форма рабочей поверхности колец облегчает их приработку.
Кольца ставят на поршне так, чтобы нанесенные на них условные
обозначения были сверху, а замки смещены относительно друг друга.
Так как уплотнительные кольца обладают насосным действием, т. е.
засасывают масло в камеру сгорания, то возникает необходимость в очистке
стенок цилиндра от масла, для чего поставлены два маслосъемных кольца
5 и 6. На рабочей поверхности колец проточена кольцевая канавка шириной
6,8 мм с профрезерованными в ней радиальными окнами ж. Наружные кромки
колец притуплены и при движении поршня скользят по маслу, а внутренние
острые кромки соскабливают масло со стенок цилиндра в канавки д, из
которых оно через радиальные окна в кольцах и отверстия в поршне
попадает в картер. Верхнее маслосъемное кольцо 5 дополнено пружинным
эспандером е, для чего на внутренней поверхности кольца проточена
полукруглая канавка шириной 4,8 мм. Эспандер е представляет собой
проволочную спираль, соединенную в кольцо. Установка эспандера
увеличивает нажатие кольца на стенки цилиндра.
Рис. 26. Поршень:
I — углубления под клапаны; 2 — змеевик; 3 — канавки под уплотнительные
кольца; 4,8 канавки под маслосъемные кольца; 5 — отверстие под палец; 6
— дугообразная канавка; 7— канавка под стопорное кольцо; 9 отверстия для
слива масла; 10 — стопорное кольцо; 11 - резьбовое отверстие для
крепления монтажной скобы; 12 —пробка; 13 — отросток змеевика
Рис. 27. Поршневой палец (а) и поршневые кольца
(б):
1 — поршневой палец; 2 — первое уплотнительное кольцо; 3 — второе
уплотнительное кольцо; 4 — третье и четвертое уплотнительные кольца; 5,
6 — верхнее и нижнее маслосъемные кольца; а — заглушка; б — резьбовое
отверстие; в, г — радиальные отверстия; д — канавка; е — пружинный
эспандер; ж — радиальное окно