Каждый цилиндр сверху закрыт крышкой, в которой размещены рабочие
клапаны и форсунка, имеются каналы для прохода воздуха и выпуска
отработавших газов, а также полости для воды, охлаждающей крышку.
Цилиндровая крышка испытывает большое давление газов и действие высоких
температур при сгорании топлива.
Крышка (рис. 22) отлита из серого чугуна в виде полой коробки сложной
конфигурации. Для крепления крышки к блоку в ней предусмотрены пять
сквозных отверстий под шпильки 1 (М42). Кольцевой борт и в нижней чатсти
крышки обеспечивает ее центровку с втулкой. Для уплотнения камеры
сгорания между крышкой и цилиндровой втулкой ставят медное кольцо 31. За
счет толщины кольца 31 (1,5 — 2,5 мм) регулируют высоту камеры сжатия,
которая должна быть равна 13 мм.
Крышка имеет четыре вертикальных отверстия, в которые запрессованы
чугунные направляющие втулки 28 рабочих клапанов. Каждая втулка своим
бортом входит в расточку цилиндровой крышки. В днище крышки сделаны
четыре гнезда под тарелки клапанов. Герметичность камеры сго-
рания (при закрытых клапанах) обеспечивается притиркой тарелок клапанов
к коническим седлам. Два впускных клапана через общий канал в крышке,
заканчивающийся патрубком 4, соединяют цилиндр с впускным коллектором, а
выпускные клапаны 32 через общий канал 29 — с одним из выпускных
коллекторов. Каналы в крышке для впуска чистого воздуха и выпуска
отработавших газов имеют такое расположение относительно друг друга,
которое обеспечивает завихрение воздуха в цилиндре при продувке. Для
крепления коллекторов торцы крышки имеют обработанные фланцевые
поверхности и отверстия под шпильки.
В центре крышки сделано сквозное отверстие под форсунку 10. Корпус
форсунки отделен от водяной полости
б медным кожухом 11, уплотненным в крышке путем развальцовки его в
верхнем г и нижнем д приливах. Для крепления форсунки в крышку ввернуты
три шпильки 8, проходящие через фланец 9. Отверстие под форсунку
заканчивается конической расточкой, не позволяющей топливу попадать на
поверхность крышки.
На крышке смонтированы детали привода клапанов (стойка с двумя
коромыслами на оси и направляющие пальцы с надетыми на них траверсами),
защищенные литой алюминиевой клапанной коробкой 7, которая прикреплена к
крышке шестью шпильками 22. Сверху клапанная коробка закрыта съемной
крышкой 24, отлитой из алюминиевого сплава. Крышка 24 прикреплена к
клапанной коробке двумя болтами 26.
Стойка 3 прикреплена к крышке четырьмя шпильками 21 и зафиксирована
двумя штифтами. Для крепления направляющих пальцев 27 двумя шпильками 17
в крышке имеются два глухих отверстия. В приливе е крышки сделаны два
сквозных отверстия а для прохода штанг 23 толкателей, а также отверстие,
совпадающее с наклонным каналом в в стойке 3. Для подвода масла к
деталям привода клапанов в отверстие крышки запрессо-вана втулка 6 с
резьбой под штуцер 5. Поверхность крышки имеет небольшое углубление с
уклоном в сторону штанг толкателей для слива масла в картер дизеля.
Для постановки индикаторного крана в крышке сделано горизонтальное
отверстие ж с резьбой, соединенное с вертикальным отверстием з.
Индикаторный кран используется для сообщения цилиндра с атмосферой
(например, при пробоксовке коленчатого вала), а также для установки
макси-метра, измеряющего максимальное давление газов в цилиндре при
реостатных испытаниях.
Крышка охлаждается водой основного контура, для чего в ней предусмотрены
водяные полости. Вода поступает в крышку из блока по трем перепускным
патрубкам 12, 18, 19 и, охладив крышку, выходит в коллектор горячей воды
через патрубок 14.
Прикрепляемый к шестой цилиндровой крышке патрубок 12 отличается тем,
что к нему приварена дополнительная трубка к с фланцем для присоединения
к заднему торцу блока (см. рис. 19). Из-за сложной конфигурации крышки
для удаления формовочной земли предусмотрены технологические отверстия,
закрываемые пробками 30 (см. рис. 22). Транспортировка крышки
обеспечивается с помощью двух ввернутых в нее рым-болтов 16.
Рис. 22. Крышка цилиндра:
1, 8, 17, 21, 22 — шпильки; 2 — коромысло; 3 — стойка; 4, 12,14, 18,19 —
патрубки; 5 — штуцер; 6 — втулка; 7 — клапанная коробка; 9 — фланец; 10
— форсунка; 11 — кожух форсунки; 13 — траверса; 15 — крышка; 16 —
рым-болт; 20 — кожух штанги; 23 — штанга толкателя; 24 — крышка
клапанной коробки; 25 — ось; 26 — болт; 27 — направляющий палец; 28 —
направляющая втулка; 29 — канал для выпуска газов; 30 — пробка; 31 —
медное кольцо; 32 — выпускные клапаны; а — отверстие под штангу
толкателей; б — водяная полость; в — канал в стойке; г, д, е — приливы в
крышке; ж, з — отверстия для индикаторного крана; и — кольцевой борт; к
- трубка