Коренные подшипники (рис. 21) являются опорами коленчатого вала. Каждый
подшипник состоит из постели, крышки, двух вкладышей и двух распорных
комплектов. Постель 12, расточенная в поперечной перегородке рамы
дизеля, вместе с крышкой 3 образует разъемный корпус коренного
подшипника.
Вкладыши представляют собой стальные тонкостенные полуцилиндры,
внутренняя поверхность которых имеет антифрикционное покрытие (слой
меди, свинца и олова). На внутренней поверхности верхнего вкладыша 2
сделана кольцевая канавка в шириной 20 мм, совпадающая с тремя
радиальными отверстиями з и и. Центральное отверстие з
рассверлено диаметром 25,5 мм на глубину 5 мм под штифт 4. Крайние
отверстия ы диаметром 15 мм смещены от центра вкладыша 2 на угол 60°.
Нижний вкладыш 1 вместо кольцевой канавки имеет две полуканавки а,
совпадающие с канавкой верхнего вкладыша, что увеличивает его опорную
поверхность и уменьшает давление на него коленчатого вала. По концам
вкладышей 7 и 2 выфрезерованы углубления (холодильники) б, позволяющие
маслу выходить из канавок на рабочую поверхность вкладышей. Фиксация
вкладышей относительно друг друга обеспечивается двумя штифтами, для
постановки которых на торцах вкладышей сделаны отверстия м диаметром 4,5
мм и глубиной
5,5 мм.
Седьмой коренной подшипник является опорно-упорным, т. е. он
ограничивает осевой разбег коленчатого вала (0,4 — 0,8 мм). Кроме того,
этот подшипник воспринимает дополнительную нагрузку от якоря тягового
генератора. Поэтому его вкладыши 15 шире остальных на 19,4 мм и имеют
борты, торцы которых покрыты антифрикционным слоем.
Крышка 3 коренного подшипника отлита из стали. В центральное отверстие г
крышки диаметром 20 мм сверху ввернут штуцер 5 для крепления
маслоподводящей трубки 7, а снизу запрессован полый штифт 4, выступающий
конец которого входит в центральное отверстие з верхнего вкладыша 2.
Штифт 4 имеет два окна е, совпадающих с дугообразной выемкой ж,
выфрезерованной на внутренней поверхности крышки. Торцовые поверхности к
крышки тщательно обработаны для обеспечения натяга при сборке корпуса
подшипника. Дополнительная фиксация крышки обеспечивается штифтом,
запрессованным в постель,
который входит в отверстие л диаметром 16,2 мм и
глубиной 15 мм.
Сверху крышка имеет два сферических углубления д под распорные
комплекты, прижимающие ее к постели. Комплект состоит из болта 10, гайки
8, контргайки 9 и лепестковой шайбы 14. При монтаже коренного подшипника
болт 10 ввертывают в гайку
в, чтобы установить комплект между крышкой 3 и перегородкой 11 блока, а
затем отворачивают его, плотно прижимая крышку к постели. Правильная
установка распорного комплекта обеспечивается сферическими выступами на
торцах гайки и болта, упирающимися в сферические выемки перегородки и
крышки. Положение гайки 8 относительно болта 10 фиксируется контргайкой
9 и лепестковой шайбой 14.
Рис. 21. Коренные подшипники:
1, 2 — нижний и верхний вкладыши коренного подшипника; 3— крышка
коренного подшипника; 4 - полый штифт; 5 — штуцер; 6 — накидная гайка; 7
— маслоподводящая трубка; 8 — гайка; 9 — контргайка; 10 - болт; 11 —
поперечная перегородка блока; 12 — постель; 13 — коленчатый вал; 14 —
лепестковая шайба; 15 - - вкладыши опорно-упорного коренного подшипника;
а — полуканавка; б — холодильники; в — кольцевая канавка; г, л, и, л, м
отверстия; д - сферическое углубление; е — окно; ж — выемка; к —
торцовая поверхность крышки