18. БЛОК И ВТУЛКИ ЦИЛИНДРОВ ДИЗЕЛЯ K6S310DR
ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э
Блок цилиндров (рис. 19) служит для монтажа цилиндровых втулок и
распределительного вала. Блок сварен из стальных листов и отливок.
К верхней горизонтальной плите 3 толщиной 90 мм приварены семь
поперечных перегородок 20 и два боковых наклонных листа 14 и 17. В
образовавшиеся шесть отсеков вварены шесть стальных литых поясов 18.
Снизу к поперечным перегородкам и боковым наклонным листам приварен
обвязочный лист 11 толщиной 40 мм. После сварки всех элементов блока
образуется жесткая коробчатая конструкция, имеющая сравнительно
небольшую массу.
В верхней горизонтальной плите расточены шесть отверстий под цилиндровые
втулки. Вокруг каждого отверстия в плиту ввертывают пять шпилек 1 (М42)
для крепления крышки цилиндра. Для перепуска воды из блока в цилиндровые
крышки в плите
3 сделаны по четыре отверстия а на каждый отсек
(кроме первого и последнего). Отверстия а, находящиеся над второй —
шестой поперечными перегородками, соединены наклонными сверлениями с
двумя соседними отсеками, из которых вода попадает в общий патрубок. На
заднем торце блока в плите 3 имеется дополнительное отверстие г, через
которое вода поступает в шестую цилиндровую крышку (см. рис. 22). В
местах крепления патрубков в плите просверлено по два отверстия с
резьбой под шпильки.
Поперечные перегородки сварены из трех частей — верхней (стальное
литье), средней (стальной лист толщиной 18 мм) и нижней (стальная
отливка арочной формы). Поперечные перегородки блока расположены в одних
и тех же вертикальных плоскостях с поперечными перегородками рамы
дизеля, что позволяет использовать их для соединения блока с рамой и
монтажа коренных подшипников коленчатого вала (см. рис. 21). В нижней
утолщенной части каждой перегородки сделаны отверстия для прохода
анкерных шпилек, ввернутых в раму дизеля. Сшивные шпильки проходят через
отверстия в обвязочном листе 11 (см. рис. 19). При сборке дизеля между
блоком и рамой ставят прокладку из маслостойкой бумаги.
Стальной литой пояс 18, расположенный в средней части каждого отсека и
служащий для направления цилиндровой втулки, отлит заодно с
прямоугольной горизонтальной перегородкой, усиленной снизу четырьмя
ребрами. В поясе расточено отверстие диаметром 352 мм, в верхней части
которого сделано коническое уширение под углом 15° для удобства монтажа
цилиндровой втулки с установленными на ней резиновыми кольцами. Пояс
приварен к двум поперечным перегородкам и двум боковым наклонным листам.
Наклонные (боковые) листы 14 и
17 сварены из двух частей. В нижней части каждого наклонного листа
имеются шесть цилиндрических смотровых люков в, которые закрыты
крышками, отлитыми из силумина и уплотненными резиновыми кольцами.
Крышки попарно прижимаются скобами. Каждая скоба прикреплена болтом,
ввернутым в приваренную к блоку втулку 9.
В средней части левого наклонного листа сделаны шесть отверстий б для
прохода охлаждающей воды в полости блока. Вода поступает из коллектора
по шести патрубкам, для крепления которых к листу приварены
цилиндрические фланцы 10.
К правому наклонному листу 14 блока приварены верхний горизонтальный 13
и нижний наклонный 12 листы, образующие отсек для распределительного
вала. В отсеке приварены семь поперечных перегородок 5 вместе с опорами
6 распределительного вала. Между перегородками к наклонному листу
приварены фланцы 4 с отверстиями под шпильки для крепления корпусов
толкателей (на дизелях первого выпуска вместо фланцев использовались
фигурные плиты). Для слива масла из отсека распределительного вала в
наклонном листе 14 блока предусмотрены 12 отверстий. Отсек закрыт тремя
силуминовыми крышками, которые уплотнены прокладками из прессшпана и
закреплены 24 шпильками.
На верхнем горизонтальном листе отсека устанавливают топливные насосы
высокого давления и вал управления ими. В листе 13 сделаны отверстия под
бобышки топливных насосов, отверстия для прохода штанг толкателей и
крепления их защитных кожухов, а также отверстия для крепления стоек
вала управления топливными насосами и труб подвода масла к подшипникам
распределительного вала и толкателям. Передний торец отсека
заканчивается фланцем для крепления объединенного регулятора дизеля.
Внутри блока у левого наклонного листа 17 расположен нижний масляный
коллектор 19. К переднему торцу блока в месте выхода коллектора приварен
фланец для крепления масло^ распределительной коробки (см. рис. 62).
Верхний масляный коллектор 15
(см. рис. 19) прикреплен тремя скобами в к верхней
горизонтальной плите 3 с правой стороны блока.
К торцовым стенкам блока приварены фланцы, которые вместе с фланцами
рамы дизеля используются для крепления корпусов привода насосов и
привода распределительного вала. К переднему торцу блока крепят фильтры
тонкой очистки топлива и масляный фильтр объединенного регулятора
дизеля. К левому наклонному листу
17 приварены четыре плиты 16. К ним прикреплены кронштейны для монтажа
маслоохладителя. В задний торец верхней горизонтальной плиты и заднюю
поперечную перегородку ввернуты восемь шпилек М20 для крепления
кронштейна, на котором установлен турбонагнетатель.
Цилиндровая втулка (рис. 20) служит для направления движения поршня и
вместе с ним и крышкой цилиндра
образует камеру сгорания. Втулка отлита центробежным способом из
высокопрочного чугуна и подвергнута закалке. Верхняя часть втулки
выполнена утолщенной, так как давление газов в камере сгорания достигает
7 — 9 МПа (70 — 90 кгс/см ). Внутреннюю поверхность втулки (зеркало
цилиндра) диаметром 310 мм обрабатывают шлифованной с последующим
хонин-гованием.
Вверху втулка имеет цилиндрический борт 7, который входит в выточку
горизонтальной плиты 3 блока и удерживает втулку в подвешенном
состоянии. Под борт втулки для уплотнения водяной полости Л блока ставят
кольцо 2 толщиной 1 мм из мягкой отожженной меди. Сверху втулка прижата
к блоку цилиндровой крышкой. В блоке втулка фиксируется двумя
направляющими поясами — верхним (диаметром 358 мм) и нижним (диаметром
352 мм). Такое крепление втулки позволяет ей в процессе работы менять
свою длину из-за изменения температуры. На нижнем поясе проточены три
кольцевые канавки для постановки резиновых колец 4, уплотняющих водяную
полость блока. Втулку испытывают водой под давлением 8 МПа (80 кгс/см ).
Снаружи втулку в верхней части покрывают водостойкой фунтовой краской, а
в нижней — красной маслостойкой нитроэмалью. После постановки втулок в
блок водяные полости его испытывают водой под давлением 0,5 — 0,6 МПа
(5,0 — 6,0 кгс/см ).