Передача вращающего момента от тягового
электродвигателя на ось колесной пары осуществляется с помощью тягового
редуктора (рис. 188), который не имеет принципиальных конструктивных
отличий от тягового редуктора тепловоза 2ТЭ10Л. Ведущая шестерня 5
посажена на конус вала якоря тягового электродвигателя тепловым способом
с осевым натягом 1,3—1,45 мм. Перед посадкой на вал проверяется пятно
прилегания сопрягаемых поверхностей, которое должно быть не менее 75%.
Перед посадкой шестерня нагревается до температуры 150—170° С.
Напрессованная шестерня крепится гайкой, затянутой моментом 50 кгс • м.
Чтобы применить маслосъем при опрессовке шестерни, в вале имеется канал,
соединяющий посадочную поверхность с отверстием па торце вала:
Ведущая шестерня изготовлена из стали 20ХНЗА. Поверхности зубьев и
впадин цементируются с последующей закалкой, при этом обеспечивается
твердость рабочей поверхности зуба не менее HRC-59, твердость ядра зуба
и обода HRC-30—45,
Для снижения влияния перекосов, возникающих в тяговом режиме в
зацеплении, при шлифовании зубья шестерни выполняются с односторонним
прямолинейным скосом, суживающим зуб в сторону остова двигателя.
Величина скоса принята равной 0,20—0,24 мм (угол скоса 4,56"—5"55").
Глубина цементированного слоя после шлифовки 1,6— 1,9 мм. Зубчатое
колесо изготовлено из стали 45ХН с секторной закалкой рабочих
поверхностей зубьев и накатыванием впадин. Твердость ядра зуба и обода
должна быть ЯВ-255—311, твердость рабочих поверхностей зубьев после
закалки т. в. ч. — HRC-50—58. Глубина закаленного слоя 3—5 мм.
Поверхности впадин зубьев упрочнены накаткой роликом, при этом
обеспечивается глубина накатанного слоя более 2 мм с твердостью не менее
чем на 10% выше исходной твердости.
Зона шлифования ограничена только рабочими поверхностями зубьев с
обеспечением плавного перехода от шлифованной поверхности к накатанной.
Допускаются только местные касания впадин шлифовальным кругом с чистотой
обработки. Зубчатые колеса по всему контуру зуба после закалки и
шлифования проверяют магнитным дефектоскопом. На ступицу зубчатого
колеса насажено маслоотбойное кольцо с натягом 0,3—0,9 мм. Температура
нагрева кольца перед посадкой — 200—300° С.
Посадочная поверхность оси под зубчатое колесо
покрыта лаком ВДУ-3 или ГЭН-150, который предотвращает появление фретинг
коррозии и способствует снижению концентрации напряжений. Зубчатое
колесо насажено на ось с натягом-0,12—0,16 мм. Передпосадкой зубчатое
колесо нагревают до температуры не более 200° С. После естественного
остывания колеса до температуры окружающего воздуха опробывают качество
посадки усилием 70—20 тс со снятием диаграммы усилий. Сдвиг зубчатого
колеса не допускается.