Продольная конфигурация рабочей поверхности
вкладыша (рис. 187) выбрана из условий компенсации взаимного перекоса
оси колесной пары и вкладышей при односторонней тяговой передаче для
обеспечения достаточной поверхности зоны контакта : ось—вкладыш.
Величина радиуса R подсчитывается по
эмпирической формуле для различных значений х
Здесь же приведен вариант внутренней расточки
вкладышей, который может применяться в условиях эксплуатации и
представляет собой цилиндр, переходящий в конус по концам вкладышей.
Диаметральный зазор в новых моторно-осевых подшипниках 0,5—0,89 мм,
который определяется путем замера отдельно шейки оси колесной пары и
вкладышей на собранном тяговом двигателе. Этот зазор должен
устанавливаться и при выпуске тепловоза из текущего ремонта.
Максимальный диаметральный зазор в процессе эксплуатации допускается не
более 2 мм. Во всех случаях разность зазоров левого и правого вкладышей
не должна превышать 0,3 мм. Осевой разбег тягового электродвигателя на
оси колесной пары устанавливается в пределах 1,0—2,6 мм, в эксплуатации
допускается до 5 мм, при этом износ торцов вкладышей одного из двух
подшипников не должен превышать 3 мм.
Внутренняя полость корпуса моторно-осевого подшипника служит ванной для
заливки масла. Уровень масла контролируется по масло-указателю и должен
быть выше риски минимального уровня. Максимальный уровень смазки
ограничивается нижней кромкой заправочного отверстия. Масло в места
трения между вкладышами и осью подается с помощью фитиля (польстера)
смазывающего устройства. Корпус 15 польстера (см. рис. 186)
штампованный из листа, сварной, установлен и закреплен тремя болтами М16
X 25 из стали 40Х на приливах в корпусе моторно-осевого подшипника. В
плоских направляющих
6 корпуса 15 помещена коробка 4, в которой при помощи скоб 16 закреплен
фитиль 12. Между коробкой 4 и направляющими 6 установлены фасонные
пластинчатые пружины 5, одними концами прикрепленные к коробке 4 и
входящие своими выступами на другом конце в соответствующие пазы на
коробке 4. Пластинчатые пружины 5 обеспечивают плотное прижатие коробки
4 к направляющим и одновременно предотвращают перемещение коробки при
вибрации. На оси 8, закрепленной на стенках корпуса 15, установлена
пружина 11, которая одним концом упирается в ось 7 корпуса, а другим —
на перемычку рычага 10. Рычаг 10 установлен на оси 8 и своими лапками
упирается в заплечики коробки 4, прижимая таким образом фитиль 12 к
шейке оси колесной пары.
Зазор между заплечиками коробки 4 и корпусом 15 польстера в рабочем
положении должен быть 9,3—21,8 мм (контролируется на колесно-моторном
блоке). Люфт коробки 4 с фитилем 12 относительно направляющих 6 не
допускается и коробка должна перемещаться без заедания. Усилие нажатия
коробки 4 с фитилем к шейке оси составляет 4—6 кгс.
На оси 7 установлен пружинный фиксатор 9, удерживающий рычаг 10 в
поднятом положении (для облегчения выемки коробки польстера) и
препятствующий установке крышки 13 до возвращения рычага
10 в рабочее положение. Коробку 4 с фитилем 12 извлекают при снятой
крышке 13, отведя вверх рычаг 10, установив его на фиксатор 9.
Фитиль состоит из трех пластин каркасного войлока с размерами 157 X 90 X
13 мм, общей толщиною 38—39 мм. Фитиль, набранный из просушенных в
течение 2—3 ч при температуре 60—70° С войлочных пластин, устанавливают
в коробку и прошивают двумя скобами. Выступление рабочего торца фитиля
относительно кромки коробки
16 + 1 мм, в эксплуатации—не менее 10 мм. При меньшем выступании фитиль
подтягивают, при этом укорочение общей длины фитиля допускается не более
40 мм. Перед установкой в подшипник фитиль пропитывают горячим осевым
маслом (температура 50—60° С) в течение 2—3 ч. В корпус моторно-осевого
подшипника заливается осевое масло марок Л, 3 или С в соответствии с
климатическими условиями эксплуатации тепловозов.
Применение вкладышей с гиперболической расточкой рабочей поверхности,
уменьшение размеров окна во вкладыше для подвода смазки и применение
польстеров улучшили работу моторно-осевых подшипников. Уменьшение
величины браковочного зазора в моторноосевом подшипнике до 1,5—2,0 мм
также благоприятно сказалось на увеличении долговечности зубчатой
передачи.