Шаровые опоры (рис. 182) рамы кузова передают
нагрузку на гнезда 2, в свою очередь нагружающие опорные плиты 9,
опирающиеся на ролики 10. Расстояние между роликами фиксировано обоймами
6, имеющими отверстия, в которые вставлены хвостовики роликов. Положение
нижней опорной плиты 5 на раме тележки определено цилиндрическими
выступами диаметром 70 мм. Весь механизм опоры расположен в литом
корпусе 4, заполненном маслом, уровень которого определяется по
маслоуказателю 1. Необходимая плотность в стыке корпуса и нижней опорной
плиты достигается уплотняющей резиновой прокладкой 12 и нажимным кольцом
11. К раме корпус 4 крепится
четырьмя болтами. Опора имеет штампованную крышку
8, предназначенную для предохранения от выплескивания масла и
закрепления брезентового чехла, защищающего опору от попадания пыли и
влаги.
На прямом участке пути ролики занимают среднее положение. При повороте
рамы тележки нижняя опорная плита перемещается относительно верхней,
ролики перекатываются на наклонные поверхности, а гнездо скользит по
верхней опорной плите. Горизонтальная составляющая давления ролика на
плиту передается на раму тележки и называется возвращающей силой,
поскольку она стремится вернуть тележку в исходное положение. При
постоянном угле наклона a момент, возвращающий тележку в первоначальное
положение, подсчитывается по формуле Мв = Рт tg aR, где Рт — нагрузка на
все четы опоры тележки, a R ~ радиус окружности, на которой расположены
опоры. При перемещении в опорах возникают силы трения по поверхностям
плоскостей (А, Б, В, Г). Таким образом, отклонению тележки препятствуют
не только возвращающий момент, но и момент трения. Для обеспечения
величины трения, необходимой для гашения колебаний тележки, каждая опора
повернута на угол 5° между поперечной осью опоры и радиусом, соединяющим
центр шкворня тележки с центром цилиндрического выступа нижней опоры.
Тепловоз М62 имеет следующую характеристику опорно-возвращающих
роликовых механизмов: угол наклона плоскостей опорных плит a — 2°; угол
поворота опор Р = 5°; возвращающий момент Мв = 1500 кгс • м; момент
трения Мгр — 1170 кгс • м; общий момент Мо = 2670 кгс • м.
На поверхности качения роликов и опорных плит возникают высокие контактные
напряжения, поэтому ролики и опорные плиты изготавливают из
высококачественных сталей. Твердость роликов после поверхностной закалки
HRC— 54—60, а опорных плит после цементации и закалки HRC >= 56. Гнездо
опоры изготовлено из стали 45. Цилиндрический поясок гнезда закаливается
т. в. ч. до твердости HRC > 50. Корпус опоры отлит из стали 35JII. Для
повышения износостойкости и упрощения ремонта поверхностей трения по
плоскостям к корпусу приварены пластины толщиной 5 мм из марганцовистой
стали 60Г.