К песочной системе тепловоза (рис. 166) относятся: четыре бункера
песочницы 2, расположенных в главной раме над средними колесными парами,
четыре воздухораспределителя 7, по два на каждую тележку, и восемь
форсунок песочницы 3, по две на каждом бункере. Песочная система
приводится в действие нажатием педали под пультом управления; При этом в
зависимости от направления движения тепловоза подается питание на один
из двух электропневматических вентилей 1. При срабатывании вентиля
воздух из системы управления поступает к двум из четырех
воздухораспределителей 7, которые открывают до-ступ воздуха из
питательной магистрали к форсункам песочницы 3. Для лучшей подачи песка
по трубопроводу и его распыления по рельсу в двух точках каждой ветви
трубопровода имеется дополнительный подвод воздуха. Песок подается под
первые колесные пары тележек по ходу движения тепловоза.
Бункер заправляют песком через люк и откидной желоб с сеткой. Песок
перед заправкой должен быть сухим, без примесей пыли и посторонних
включений. В процессе эксплуатации тепловоза необходимо периодически
проверять и регулировать установку концевых шлангов песочной системы,
которые должны быть хорошо закреплены на трубах и отстоять от головки
рельса на 50—65 мм, но они не должны касаться движущихся деталей
тележки.
Воздухораспределитель песочницы (рис. 167) состоит из корпуса 3 стремя
штуцерами для соединения его с трубопроводами. Через штуцер 8 подводится
воздух от электропневматического вентиля, через штуцер 6 — от
питательной магистрали и через штуцер 7 воздух подается к форсункам
песочниц. В корпусе воздухораспределителя находится клапанная система,
состоящая из подпружиненного клапана
5 с уплотнением 4 и поршня 2 с манжетой 1. При срабатывании
электропневматического вентиля воздух из системы управления поступает в
полость А. При этом поршень 2 с манжетой 1, поднимаясь вверх, откроет
клапан, который соединит каналы Б я В и тем самым откроет
доступ воздуха из питательной магистрали к форсункам
песочниц. Чтобы исключить появление воздуха в полости над поршнем 2, она
соединена с атмосферой.
В форсунке песочницы (рис. 168) имеются полости А я В, в которые стекает
песок из бункера. При включении песочницы воздух из воздухораспределителя
поступает в форсунку по каналам Б я Г, взрыхляет песок и по трубопроводу
уносит его под колеса. Количество подаваемого песка регулируют винтом 3.
При вращении винта изменяется проходное сечение воздушного канала, что
приводит к уменьшению или увеличению количества подаваемого воздуха, а
следовательно, и песка.