Конструкция многоходового водомасляного
теплообменника представлена на рис. 140. В корпусе 1 с двумя
приваренными по концам фланцами установлен охлаждающий элемент,
собранный из медных трубок диаметром 10 мм, трубки закреплены в передней
4 ив задней трубных досках. Концы трубок развальцованы, отбуртованы и
припаяны. Трубки к доскам припаивают поочередным погружением концов
охлаждающего элемента в ванны с расплавленным припоем ПОС-30.
Корпус теплообменника изготовлен из стального листа толщиной 6 мм и
имеет соединительные фланцы и патрубки для подвода и отвода масла. В
верхнюю часть корпуса вварен штуцер, закрытый заглушкой для выпуска
воздуха из масляной полости теплообменника. В нижней части имеется
второй штуцер, к которому подсоединена труба с вентилем для слива масла.
Передняя 5 и задняя 7 крышки изготовлены из стали, они имеют патрубки
для подвода и отвода воды. Кроме того, в верхнюю часть крышки вварен
штуцер с вентилем 8 для выпуска воздуха из водяной полости
теплообменника, а в нижнюю часть — штуцер с краном 9 для слива воды. В
крышках имеются перегородки, с помощью которых создается трехходовый
поток воды в теплообменнике.
Охлаждающая вода и масло протекают навстречу друг
другу, вода — внутри трубок, масло — снаружи. Кроме того, охлаждающий
элемент девятью сегментными перегородками 3 разделен на полости, что
обеспечивает поперечное омывание маслом трубного пучка и улучшает
теплообмен. Чтобы свести к минимуму паразитные перетечки масла,
снижающие эффективность теплообменника, к цилиндрическому периметру всех
девяти перегородок приварен обод 12. В паз каждого обода заложен
резиновый уплотнительный шнур 13. Кроме того, для улучшения теплообмена
уменьшен зазор между барабаном корпуса и трубным пучком путем установки
накладок из алюминия по внутренней поверхности барабана. Температурные
удлинения охлаждающего элемента 2 компенсируются перемещением в передней
трубной доске
4 в сальниковом уплотнении корпуса теплообменника. Уплотнение состоит из
двух резиновых колец 11 и промежуточного стального кольца 10. На
промежуточном кольце на равном расстоянии просверлено
24 отверстия диаметром 3 мм. В случае пропуска воды или масла через
резиновые кольца 11 капли жидкости будут стекать наружу через эти
отверстия. Водяные полости передней и задней крышек также уплотнены.
Между ребром перегородки передней крышки и трубной доской установлено
резиновое уплотнение. Установочные места задней крышки, ее перегородки,
трубной доски и корпуса уплотнены парони-товыми прокладками.
Диаметр корпуса теплообменника — 472 мм, длина трубок — 1527 мм, диаметр
трубок — 10 мм, количество трубок — 955 шт. поверхность трубок,
омываемая маслом, — 44 мм2, поверхность трубок, омываемая водой, — 35,2
мм2. Общая длина трубок теплообменника — 1792 мм, а масса — 804 кг.
Рис. 140. Теплообменник:
1 — корпус; 2 — охлаждающий элемент; 3 — перегородка; 4 — передняя
трубная доска; 5 — передняя крышка; 6 — заглушка; 7 — задняя крышка; 8 —
штуцерный вентиль; 9 — кран спускной; 10 — промежуточное кольцо; 11 —
резиновое кольцо; 12 —обод; 13 — резиновый уплотняющий шнур; А — вход
воды; Б — выход воды; В — вход масла; Д — выпуск воздуха; Е — слив воды;
И — слив масла; Г — выход масла