Колесные пары тепловоза приводятся во вращение тяговыми
электродвигателями типа ЭД-118А через одноступенчатый прямозубый
редуктор.
На тепловозе установлены шесть тяговых электродвигателей, по одному на
каждую ось тележки. Тяговый электродвигатель представляет собой
электрическую машину постоянного тока с последовательным возбуждением
(рис. 83). Стрелками на рисунке показано направление протекания тока,
при котором полюсы будут иметь обозначенную на схеме полярность, а якорь
— обозначенное направление вращения.
Две ступени ослабления возбуждения и гиперболическая внешняя
характеристика тягового генератора обеспечивают изменение частоты
вращения электродвигателя в широком диапазоне. Как и любая электрическая
машина постоянного тока, тяговый электродвигатель имеет главные и
добавочные полюсы, а также якорную обмотку с коллектором.
Магнитный поток главных полюсов с обтекаемой током якорной обмоткой
(якорем) создают на валу тягового электродвигателя вращающий момент,
передаваемый через редуктор на колесные пары. Добавочные полюсы тягового
электродвигателя служат для обеспечения коммутации щеток на коллекторе
без подгара коллекторных пластин. От надежной работы щеток и коллектора
зависит надежная работа тягового электродвигателя. Вентиляция
электродвигателя на тепловозе принудительная.
Рис. 83. Схема внутренних электрических соединений
тягового электродвигателя ЭД-118А (вид со стороны коллектора). Штриховой
линией показаны соединения со стороны противоположной коллектору
(обозначения см. на рис. 81)