Автоматически останавливает дизель в случае
увеличения частоты вращения коленчатого вала сверх допустимой величины
предельный выключатель (рис. 48). Он
установлен на корпусе кожуха привода
распределительного вала. Вал 2 выключателя вращается в шарикоподшипниках
11, расположенных во втулке 12 и крышке 8, закрытой фланцем 9. Осевой
разбег (зазор) вала 2 регулируется за счет кольца 10.
Груз 22 с пружиной 26 и скобой 25 установлен на валу 2 при помощи штифта
23 и вращается вместе с валом. Прокладками 27 затяжка пружины
регулируется так, чтобы выключатель срабатывал при 840—870 об/мин
коленчатого вала. Предельный выключатель приводится во вращение шлицевым
валиком 5 от распределительного вала дизеля. От осевых смещений валик 5
удерживается кольцом 7.
На валике 34 в плоскости вращения груза 22 установлен двуплечий рычаг
38. Одно плечо рычага под действием пружины 36 входит в зацепление с
рычагом 31, закрепленным штифтом 32 на валике 30. На шлицах валика 30
установлен другой двуплечий рычаг 16. С вильчатым плечом этого рычага
через валик 17 соединена тяга 20. Другим концом тяга соединена с рычагом
19, установленным на валике 6, который в свою очередь связан с приводом
реек топливного насоса. Второе плечо рычага 16 соединено с пружиной 15,
которая крепится к оси 14, застопоренной шплинтом 13.
На предельном выключателе имеются рукоятки: 21 — для аварийной остановки
дизеля, а 18 — для установки выключателя в рабочее положение. На шаровых
поверхностях рукояток стрелками указаны направления движения при
выключении при установке выключателя в рабочее положение. Шестерня 1,
установленная на валу 2, служит для вращения привода всережимного
регулятора.
При увеличении частоты вращения коленчатого вала выше допустимых
пределов груз 22, под действием центробежных сил преодолевая усилие
пружины 26, перемещается в радиальном направлении и ударяет по рычагу
38, выводя его из зацепления с рычагом 31. Рычаг 31 с валиком 30 под
действием пружины 15 поворачивается до соприкосновения с упором 33.
Одновременно поворачиваются рычаги
16 и 19. При этом привод управления топливным насосом устанавливает
рейки насоса на нулевую подачу, и дизель останавливается.