Фильтр (рис. 34) устанавливается на
кронштейне, укрепленном на блоке цилиндров, и предназначен для тонкой
очистки масла. Ротор фильтра вращается на не подвижной оси 2 колпака 8.
В кронштейн 1 вмонтирован запорно-регулировочный клапан. Ротор состоит
из сварного корпуса 9, крышки 4 с двумя соплами 14 и отбойника 13,
завальцованного в крышку ротора. Крышка относительно корпуса ротора
зафиксирована штифтом 16. Опорами ротора служат бронзовые втулки 11 и 7,
запрессованные в корпус и крышку ротора и зафиксированные винтами, и
упорный шарикоподшипник 3, воспринимающий нагрузку от веса ротора,
верхняя обойма которого зафиксирована кольцом 6 от потери при демонтаже.
Для облегчения очистки ротора от отложений на внутреннюю стенку корпуса
ротора установлена прокладка 10.
Запорно-регулировочный клапан автоматически отключает фильтр вовремя
работы дизеля при давлении масла в системе ниже 2,5 кгс/см2. При помощи
клапана можно также вручную отключить фильтр при ремонте или очистке.
Запорно-регулировочный клапан регулируется подбором шайб 24 так, чтобы
начало его открытия осуществлялось при давлении 2,4—2,6 кгс/см2. В
верхней части колпака 8 фильтра имеется отверстие, закрытое
маслоуказателем 12 для контроля вращения ротора. Стык кронштейна 1 с
колпаком 8 уплотнен резиновым кольцом 5.
Часть масла из нагнетательной масляной системы дизеля через канал в
кронштейне, открывая запорно-регулировочный клапан, по отверстию в оси
поступает во внутреннюю полость ротора, затем проходит между отбойником
и осью и по каналам в крышке поступает к соплам. Реактивная сила струй
масла, вытекающих из отверстий сопел, приводит во вращение ротор,
заполненный маслом. Возникающая центробежная сила отбрасывает к
периферии механические примеси и другие включения, находящиеся в масле и
имеющие боль-шую плотность. Примеси оседают на прокладке 10,
установленной на внутренней стенке корпуса ротора. Выходящее из ротора
очищенное масло стекает по внутренней полости кронштейна в картер
дизеля.