Ремонт электрических машин
и аппаратов тепловоза ТЭ3
Ремонт электрических аппаратов тепловоза ТЭ3
На тепловозе применяется значительное число
электрических аппаратов, отличающихся конструктивным исполнением и
назначением. Это контакторы, реле, переключатели, выключатели,
электропневматические вентили, электромагниты, кнопки управления,
контактные колодки, контроллер и др.
Основными элементами перечисленных аппаратов являются контактные
системы, обеспечивающие соединение
и коммутацию электрических цепей. Поэтому в процессе эксплуатации и при
ремонте основное внимание должно быть уделено состоянию контактов и
контактных соединений. Аппараты необходимо содержать в чистоте.
На каждом ТР-2 аппараты продувают сухим сжатым воздухом и очищают от
загрязнения. Необходимо проверить их крепление. Особое внимание обращают
на состояние контактных поверхностей и прилегание и притирание контактов
реле и аппаратов, на состояние контактов выключателей, переключателей и
разъемов.
Реле давления, реле температуры, регулятор напряжения проверяют на
соответствие регулируемым параметрам и при необходимости их регулируют.
Медные контакты заменяют при износе более чем на 25% их толщины. Рабочую
поверхность восстанавливают наплавкой с последующей обработкой для
придания контактам требуемого профиля. Серебряные контакты, как правило,
периодически очищают от загрязнений. Прилегание контактов должно
обеспечиваться по линии не менее 80% ширины контактов.
Дугогасительные камеры и катушки при всех видах обслуживания и ремонта
очищают от нагара и копоти напильником или наждачным полотном. На
соединительных шинах, выводах и проводах восстанавливают поврежденную
изоляцию, зачищают и лудят контактные поверхности, затягивают болты и т.
д. Наконечники заменяют при изломе в них проводов более 10%.
Ремонт контакторов. К изнашивающимся частям контакторов следует
отнести главные контакты, дугогасительные катушки, блокировочные пальцы
и колодки, гибкие шунты, дугогасительные камеры. Увеличенный подгар и
даже приваривание контактов может явиться следствием перекоса и
недостаточным прилеганием контактов, их неправильной формой,
недостаточным нажатием.
Для обеспечения нормальной работы контактной группы необходимо
периодически проверить величину нажатия и провал контактов, их профиль,
раствор и состояние поверхностей, так как эти параметры в процессе
эксплуатации изменяются из-за износа. Провал необходим для компенсации
износа контактов. По мере износа величина провала уменьшается, в
результате это может отразиться на силе контактного нажатия, а
следовательно, привести к повышенному нагреву.
Раствор (разрыв) контактов зависит от толщины контактов. Увеличенный
раствор контактов из-за их износа также может привести к их перегреву
при замыкании. Уменьшение раствора может явиться причиной перекрытия
контактов. Не рекомендуется эксплуатировать контакты при износе больше
1/3 их толщины.
Нажатие контактов проверяют динамометром. Для измерения начального
нажатия папиросную бумагу подкладывают между контактом и его упором.
Якорь заклинивают во включенном положении. Вставляют между контактами
полоску папиросной бумаги. Затем плавно оттягивают подвижной контакт с
помощью динамометра. Усилие, измеренное в момент сдвигания полоски
бумаги,— конечное нажатие контактов.