47. Экипажная часть тепловоза ТЭ3 - текущий
ремонт ТР3
Раму тепловоза очищают от грязи и масла, осматривают и при необходимости
ремонтируют. Основные неисправности рамы, которые могут встретиться в
процессе эксплуатации тепловоза: трещины и сварных и
заклепочных соединениях рамы и стяжного ящика, износ опор и возвращающих
устройств. Поэтому при осмотре на эти детали и сборочные единицы
необходимо обратить особое внимание. Состояние опор рамы тепловоза
проверяют при обнаруженных перекосах кузова.
Обнаруженные трещины разделывают под сварку под углом 60° с обязательным
радиусом у основания канавки 2—4 мм. По концам трещин сверлят отверстия
диаметром 8—10 мм, а затем заваривают и ставят металлические накладки
толщиной не менее 20 мм. Канавку заваривают в несколько слоев
электродами марки Э42 или Э50А. Желательно каждый предыдущий сварной шов
упрочнить наклепом, а перед нанесением последующего слоя зачистить до
металлического блеска.
Ослабшие заклепки заменяют новыми. При этом отверстия для них
развертывают совместно у соединяемых деталей. Подклепка ослабших
заклепок не допускается.
Рама тележки. Раму очищают и осматривают. На ТР-3 тележки
выкатывают из-под тепловоза для ревизии и ремонта вышедших из строя
деталей и сборочных единиц. С тележки снимают буксовые струнки, песочные
и воздушные трубы, отсоединяют кабели тяговых электродвигателей,
распускают рычажную передачу тормозов. Буксовые струнки клеймят. После
мойки с тележки демонтируют оставшееся оборудование, которое в свою
очередь подвергают очистке, осмотру и дефек-товке.
При осмотре рамы тележки выявляют трещины в сварных швах, шкворневых
балках, поперечных креплениях и кронштейнах для опоры тяговых
электродвигателей. Обнаруженные трещины разделывают и заваривают
описанным выше способом. Боковые рамы, имеющие прогиб в
вертикальной или горизонтальной плоскости,
подвергают правке. Правку производят только при затянутых струнках.
Местные износы боковин и буксовых вырезов восстанавливают
электронаплавкой.
Наибольшему износу в раме подвержены наличники. Изношенные наличники
заменяют. Гнездо шкворня проверяют на плотность керосином, который
заливают в полость шкворня и выдерживают в течение получаса. Необходимый
зазор между шкворнем рамы тепловоза и гнездом шкворня (0,2—2,0 мм)
восстанавливают заменой втулки шкворня или кольца на гнезде.
Износ сопрягаемых поверхностей буксовых струнок и челюстей рамы
восстанавливают шлифовкой и шабровкой поверхности каблучков буксовых
челюстей и наплавкой поверхности буксовой струнки с последующей
обработкой на станке. При ТР-3 буксовые струнки подвергают магнитной
дефектоскопии.
В случае обнаружения трещин струнки заменяют.
В роликовых опорах осматривают корпус, плиты, гнездо, ролики и обоймы.
Трещины в корпусе разделывают и заваривают. Плиты, гнездо и ролики,
имеющие трещины, заменяют. Местные выработки на плитах (до 0,5 ,мм) и
роликах (до 0,2 мм) оставляют без исправления.
Осматривают и при необходимости восстанавливают известными способами
детали пружинной подвески тяговых электродвигателей, возвращающее
устройство. Обследуют состояние и размеры полости коробки шкворневой
балки, накладок, втулок и резьбы для крепления стаканов возвращающего
устройства и крышки.
Автосцепка. Автосцепку разбирают, очищают и
тщательно осматривают и измеряют. Во избежание несчастных случаев
фрикционный аппарат разбирают только под прессом. Износы и размеры
деталей автосцепки определяют с помощью специальных шаблонов. Неглубокие
трещины (до 6 мм) выводят плавной вырубкой. Более глубокие трещины
допускается устранять наплавкой. При этом необходимо следить, чтобы
наплавка не доходила
на 15 мм до закруглений в деталях, т. е. до наиболее напряженных мест.
Изношенные детали фрикционного аппарата, уменьшающие его упругие
свойства, подлежат замене. Тяговые хомуты с ушками для одного
поддерживающего болта в случае трещин заменяют. Хомут, имеющий ушко без
предохранительного козырька, может быть исправлен приваркой козырька.
Трещины в соединительных планках головной части и в ребрах задней
опорной части хомута устраняют заваркой.
Колесные пары. Во время текущего ремонта ТР-3 проводят
обыкновенное освидетельствование колесных пар. При этом наружным
осмотром проверяют состояние бандажей, колесных центров и зубчатого
колеса, наличие соответствующих знаков и клейм, шаблонами измеряют
прокат, толщину бандажа и гребня, шейки оси обследуют магнитным
дефектоскопом.
Колесные пары, имеющие прокат более 4 мм с уступом у основания гребня
подлежат обточке с обязательной проверкой совпадения середины оси
колесной пары с продольной осью тележки. Бандажи колесных пар обтачивают
на колесно-токарных станках (на ТР-3), снабженных гидрокопировальным
устройством.
Наименьшая толщина бандажа при выпуске из текущего ремонта допускается
43 мм. Изношенную поверхность гребня восстанавливают электронаплавкой с
последующей обработкой на станке. После обработки наплавленного гребня
его и бандаж тщательно осматривают и проверяют дефектоскопом. При смене
и перетяжке бандажей в условиях депо их нагревают до температуры не
более 320 °С. Допускается негодные бандажи срезать газовой сваркой, но
при этом не повреждая колесный центр.
На ремонте ТР-3 осматривают также зубчатое колесо для определения его
износа, ослабления ступицы колеса на оси, наличия трещин. Допускается
уменьшение толщины зуба вследствие износа, измеренное по делительной
окружности, до 3 мм. При выпуске тепловоза из ремонта ТР-3 колесные пары
подбирают с разницей диаметров по кругу катания не более 12 мм.