Шатунно-поршневая группа дизеля - текущий ремонт ТР3 тепловоза ТЭ3

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТЭ3 (Синенко Н. П., Заславский Е. Г.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

 

 

 

Шатунно-поршневая группа дизеля - текущий ремонт ТР3 тепловоза ТЭ3

 

 После демонтажа шатунно-поршневой группы и ее разборки шатунные вкладыши осматривают, промеряют и ремонтируют аналогично вкладышам коленчатых валов. Поршни очищают от нагара, особенно тщательно полость масляного охлаждения и отверстия маслоподводящих и маслоразводящих каналов. Запрещается очистка наружной (луженой) поверхности косточковой крошкой. Канал в шатуне очищают волосяным шомполом. Все детали цилиндро-поршневой группы измеряют и составляют дефектную ведомость.

На поршнях, бывших в эксплуатации, длительное время проверяют второй ручей компрессионных колец ультразвуковым дефектоскопом для выявления трещин. При отсутствии ультразвуковых щупов используют маг-
нитный дефектоскоп. В поршнях тщательно осматривают днище со стороны масляной полости охлаждения.

После осмотра и ремонта приступают к сборке поршней с шатунами, соблюдая при этом следующие требования:

на поршнях восстанавливают полуду на юбке поршня, а хромовое покрытие на головках поршней не должно быть нарушено;

прокладки не должны иметь короблений;

верхнее (первое) компрессионное кольцо заменяют новым независимо от его состояния; поршневые кольца должны иметь зазор в замке в рабочем состоянии в пределах чертежа.

Пружины ползушки поршня, имеющие высоту в свободном состоянии менее 27 мм, заменяют. Разрешается исправление пружин термообработкой до чертежных размеров 30—33 мм в свободном состоянии и не менее 20 мм под нагрузкой 132 — 172 Н (13,5— 17,5 кгс). Ползушку заменяют в случае трещин на ее сферической притертой поверхности. Натиры и мелкие риски на притертой поверхности ползушки тщательно зачищают, после чего ползушку притирают по сферической поверхности шатуна с применением пасты. Прилегание шириной не менее 4 мм непрерывно по кольцу.

При осмотре шатуна выявляют возможные трещины. Измеряют и определяют овальность и конусность отверстия нижней головки шатуна. Овальность измеряют только при затянутых болтах по меткам. Шатун, имеющий диаметр отверстия нижней головки более допускаемого значения, заменяют.

Шатунные болты проверяют дефектоскопом. Болты, имеющие трещины в любой части, а также изъяны в резьбовой части (срыв ниток, неправильный профиль и др.), заменяют комплектно с гайками. Гайки шатунных болтов необходимо перетянуть и нанести новые метки. Для этого собирают шатун с крышкой без вкладышей, вставляют болты и провертывают вручную на них гайки, предварительно смазав резьбу болта.

Затем завертывают гайки до упора ключом с рукояткой длиной 250— 300 мм. Проверяют плотность в стыке крышки с шатуном (щуп 0,03 мм не должен проходить). Наносят карандашом совпадающие метки на гранях гаек и боковой поверхности шатуна или крышки. Затягивают гайки ключом с рукояткой длиной 1 — 1,2 м за 6—8 приемов на 1,5—2 грани от упора, поочередно для обеих гаек по '/4 грани за прием. Вставляют шплинты, при несовпадении отверстия под шплинт гайку довертывают (но не отпускают). Наносят новые метки. После этого отвертывают гайки, разбирают шатун и наносят клейма на гайках и болтах по новым меткам.

Зазоры между втулкой головки шатуна и пальцем замеряют. При зазоре более допускаемого, ослаблении втулки в головке шатуна, задирах и трещинах втулку заменяют или восстанавливают. Втулка в отверстие нагретой головки шатуна должна входить свободно, без заеданий. Овальность или конусность бронзовой втулки более 0,08 мм устраняют разверткой с последующей зачисткой шабером внутренней поверхности втулки.

Поршни, вставки и шатуны изготавливают по градациям. Фактическую массу поршней и вставок выбивают на их нижних торцах, а шатуна — в углублении около нижней головки. При комплектовке поршневой группы соблюдают следующие требования:

разница в массе в комплекте

поршней в сборе (поршень-(-вставка) на дизель отдельно по верхним и нижним шатунам должна составлять не более 500 г;

разница в массе в комплекте

шатунов на дизель отдельно по нижним и верхним шатунам не более 300 г и 270 г;

разница в массе в комплекте

поршней в сборе с шатунами на один дизель не более 50 г, для чего сочленить самый легкий поршень со вставкой с самым тяжелым шатуном; следующий по массе поршень (в порядке возрастания) — со следующим по массе шатуном (в порядке
убывания) и, наконец, самый тяжелый поршень комплекта — с самым легким шатуном комплекта. При единичной замене поршня или вставки нового поршня вставка или поршень со вставкой в сборе не должны отличаться по массе от заменяемых более чем на 50 г.

При окончательной сборке деталей шатунно-поршневой группы соблюдают требования: детали должны быть

промыты в керосине и продуты сжатым воздухом, масляные каналы проверены на проход керосина, кольца поршневые устанавливают при помощи приспособления, допускающего разведение кольца в замке на

59 мм; замки колец должны быть разведены на 120° друг относительно друга. Кольца должны свободно проворачиваться в ручьях и иметь необходимые зазоры. Поршни, поршневые кольца смазывают слоем дизельного масла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..