Шатунно-поршневая группа дизеля - текущий ремонт
ТР3 тепловоза ТЭ3
После демонтажа шатунно-поршневой группы и ее
разборки шатунные вкладыши осматривают, промеряют и ремонтируют
аналогично вкладышам коленчатых валов. Поршни очищают от нагара,
особенно тщательно полость масляного охлаждения и отверстия
маслоподводящих и маслоразводящих каналов. Запрещается очистка наружной
(луженой) поверхности косточковой крошкой. Канал в шатуне очищают
волосяным шомполом. Все детали цилиндро-поршневой группы измеряют и
составляют дефектную ведомость.
На поршнях, бывших в эксплуатации, длительное время проверяют второй
ручей компрессионных колец ультразвуковым дефектоскопом для выявления
трещин. При отсутствии ультразвуковых щупов используют маг-
нитный дефектоскоп. В поршнях тщательно осматривают днище со стороны
масляной полости охлаждения.
После осмотра и ремонта приступают к сборке поршней с шатунами, соблюдая
при этом следующие требования:
на поршнях восстанавливают полуду на юбке поршня, а хромовое покрытие на
головках поршней не должно быть нарушено;
прокладки не должны иметь короблений;
верхнее (первое) компрессионное кольцо заменяют новым независимо от его
состояния; поршневые кольца должны иметь зазор в замке в рабочем
состоянии в пределах чертежа.
Пружины ползушки поршня, имеющие высоту в свободном состоянии менее 27
мм, заменяют. Разрешается исправление пружин термообработкой до
чертежных размеров 30—33 мм в свободном состоянии и не менее 20 мм под
нагрузкой 132 — 172 Н (13,5— 17,5 кгс). Ползушку заменяют в случае
трещин на ее сферической притертой поверхности. Натиры и мелкие риски на
притертой поверхности ползушки тщательно зачищают, после чего ползушку
притирают по сферической поверхности шатуна с применением пасты.
Прилегание шириной не менее 4 мм непрерывно по кольцу.
При осмотре шатуна выявляют возможные трещины. Измеряют и определяют
овальность и конусность отверстия нижней головки шатуна. Овальность
измеряют только при затянутых болтах по меткам. Шатун, имеющий диаметр
отверстия нижней головки более допускаемого значения, заменяют.
Шатунные болты проверяют дефектоскопом. Болты, имеющие трещины в любой
части, а также изъяны в резьбовой части (срыв ниток, неправильный
профиль и др.), заменяют комплектно с гайками. Гайки шатунных болтов
необходимо перетянуть и нанести новые метки. Для этого собирают шатун с
крышкой без вкладышей, вставляют болты и провертывают вручную на них
гайки, предварительно смазав резьбу болта.
Затем завертывают гайки до упора ключом с рукояткой
длиной 250— 300 мм. Проверяют плотность в стыке крышки с шатуном (щуп
0,03 мм не должен проходить). Наносят карандашом совпадающие метки на
гранях гаек и боковой поверхности шатуна или крышки. Затягивают гайки
ключом с рукояткой длиной 1 — 1,2 м за 6—8 приемов на 1,5—2 грани от
упора, поочередно для обеих гаек по '/4 грани за прием. Вставляют
шплинты, при несовпадении отверстия под шплинт гайку довертывают (но не
отпускают). Наносят новые метки. После этого отвертывают гайки,
разбирают шатун и наносят клейма на гайках и болтах по новым меткам.
Зазоры между втулкой головки шатуна и пальцем замеряют. При зазоре более
допускаемого, ослаблении втулки в головке шатуна, задирах и трещинах
втулку заменяют или восстанавливают. Втулка в отверстие нагретой головки
шатуна должна входить свободно, без заеданий. Овальность или конусность
бронзовой втулки более 0,08 мм устраняют разверткой с последующей
зачисткой шабером внутренней поверхности втулки.
Поршни, вставки и шатуны изготавливают по градациям. Фактическую массу
поршней и вставок выбивают на их нижних торцах, а шатуна — в углублении
около нижней головки. При комплектовке поршневой группы соблюдают
следующие требования:
разница в массе в комплекте
поршней в сборе (поршень-(-вставка) на дизель отдельно по верхним и
нижним шатунам должна составлять не более 500 г;
разница в массе в комплекте
шатунов на дизель отдельно по нижним и верхним шатунам не более 300 г и
270 г;
разница в массе в комплекте
поршней в сборе с шатунами на один дизель не более 50 г, для чего
сочленить самый легкий поршень со вставкой с самым тяжелым шатуном;
следующий по массе поршень (в порядке возрастания) — со следующим по
массе шатуном (в порядке
убывания) и, наконец, самый тяжелый поршень комплекта — с самым легким
шатуном комплекта. При единичной замене поршня или вставки нового поршня
вставка или поршень со вставкой в сборе не должны отличаться по массе от
заменяемых более чем на 50 г.
При окончательной сборке деталей шатунно-поршневой группы соблюдают
требования: детали должны быть
промыты в керосине и продуты сжатым воздухом, масляные каналы проверены
на проход керосина, кольца поршневые устанавливают при помощи
приспособления, допускающего разведение кольца в замке на
59 мм; замки колец должны быть разведены на 120° друг относительно
друга. Кольца должны свободно проворачиваться в ручьях и иметь
необходимые зазоры. Поршни, поршневые кольца смазывают слоем дизельного
масла.