Блок и картер дизеля - текущий ремонт ТР3
тепловоза ТЭ3
При осмотре блока особое внимание обращают на
цельность сварных швов, проверяют, нет ли трещин в околошовных зонах
oпop коренных подшипников, в отсеках управления и вертикальной передачи,
у картерных люков. Трещины устраняют. Допускается оставлять одну трещину
длиной не более 120 мм в сварных швах каждого бугеля. Концы таких трещин
засверливают. Обстукиванием проверяют надежность затяжки крепежных
деталей в соединениях блока с картером. Ослабшие детали закрепляют,
негодные заменяют.
Восстанавливают герметичность соединения картерных люков с блоком.
Пружины, потерявшие упругость, заменяют. Резиновые уплотнительные
прокладки люков заменяют новыми независимо от состояния. Сетки картера
вынимают и осматривают. Сетки, имеющие коробления или пробоины,
ремонтируют, а сетки, у которых полезная площадь уменьшена более чем на
25%, заменяют. Проверяют надежность крепления блока к раме и рамы
дизеля к раме тепловоза. Ослабевшие шейки и болты крепят.
Крышки коренных подшипников осматривают, проверяя при этом наличие фасок
и скруглений в местах подреза под гайку, предупреждающих образование
трещин и поломку их. Так как крышки не взаимозаменяемые, новые крышки
подгоняют индивидуально к каждой ремонтируемой опоре. После подгонки
крышки по замкам укрепляют и проверяют легкость свободного вращения
технологической оправки в ложе подшипников, а также отсутствие зазора
между технологическим валом и ложем подшипника. Между крышкой и
технологическим валом допускается зазор (на дуге до 90°) не более 0,03
мм. Шабровка поверхности ложа (только бугеля) по диаметру 242 мм
запрещена. После замены крышки верхнего коленчатого вала новую затяжку
гаек выполняют в следующем порядке:
завертывают гайки до упора ключом с рукояткой длиной 300 мм. На шпильках
верхних опор предварительно завертывают нижние гайки, шплинтуют их,
накернивают совпадающие метки на торцах гаек и шпилек;
проверяют отсутствие зазора между торцами постели блока и крышкой (щуп
0,03 мм не должен заходить);
отпускают гайки и проверяют прилегание по краске торцов гаек к опорным
поверхностям. Затем вновь завертывают их до упора ключом с рукояткой
длиной 300 мм;
наносят карандашом совпадающие метки на гайках и шпильках;
затягивают гайки в 3—4 приема нй“ 2 ±1/4 грани. Отпускают и повторяют
затяжку. Вставляют шплинт, при несовпадении отверстий под шплинт гайку
довертывают (но не отпускают);
наносят керном совпадающие метки на торцах болтов (шпилек) и гаек;
отвертывают гайки и наносят клейма на гайках, болтах или шпильках;
устанавливают вкладыши и затягивают по клеймам;
заменяют крышки коренного вкладыша нижнего вала в том же
порядке, что и верхнего вала, но для 8,9,10 и 11-го
коренных подшипников эту операцию проводят при отсоединенном вале
генератора;
после замены крышек 8,9,10 и 11-й коренных опор нижнего вала и
подсоединения к валу генератора проверяют соосность коленчатого вала и
вала генератора, при необходимости подправляют соосность.
Выпускные коллекторы, выпускные коробки, воздушные ресиверы очищают от
нагара и загрязнения. Коллекторы и коробки, дающие течь при опрессовке
дизеля под давлением 0,3 МПа (3 кгс/см2), и коробки с трещинами
заменяют. Герметичность водяной полости коллекторов восстанавливают
сваркой. Неплоскостность привалочной плиты коллекторов проверяют
(допускается коробление не более 0,45 мм по всей длине). На первом
ремонте ТР-3 после поступления тепловоза с заводов промышленности
разрешается коллекторы не снимать.