41. Осмотры вспомогательного оборудования
тепловоза ТЭ3
Приводы. Осматривают снаружи все редукторы, проверяя надежность
их крепления. Состояние терморегуляторов и уплотнений серводвигателя,
всех шлицевых и карданных соединений, полужестких, пластинчатых и
зубчатых муфт, валов привода агрегатов необходимо проверить. Крепление
подпятников вентиляторов холодильников проверяют, а ослабшие болты
подтягивают.
Проверяют действие рычажных механизмов жалюзи
холодильника, устройства забора воздуха дизелей. Устраняют утечку
воздуха по манжетам воздушных цилиндров.
Осматривают шкивы и ремни; при необходимости заменяют или регулируют
натяжение клиновидных ремней тахогенератора автоматического
регулирования мощности (Т1), тахогенератора ограничения тока (Т2),
тахометрического агрегата А703, а также вентилятора компрессора КТ6.
Вентиляторы и воздухопроводы. Проверяют
крепление вентиляторов тяговых электродвигателей и тягового генератора.
Осматривают лопатки колес вентиляторов, а также подшипникового узла. При
ремонте колес с заменой лопастей изменение их шага не должно превышать
12 мм на диаметре 1600 мм. Колеса испытывают на «разнос» в течение 10
мин при частоте вращения 1700 об/мин.
При установке вентиляторных колес контролируют зазор между лопастями
вентиляторного колеса и цилиндрической поверхностью диффузора. Он должен
быть равномерным по всей окружности и находиться в пределах 5—10 мм.
Разность зазора у одного колеса не более & мм. Разрешают приварку
круговых планок на диффузоре для достижения необходимого зазора между
диффузором и крыльчаткой; ослабление устраняют подтяжкой. Вентиляторные
колеса, имеющие дефекты, снимают и ремонтирую? или заменяют, если общая
длина продольных трещин превышает 300 мм или концы поперечных трещин
находятся ближе 60 мм от краев лопастей.
Корпус подпятника, а также корпус подшипникового узла, имеющие трещины,
ремонтируют сваркой согласно Инструкции. Отремонтированные вентиляторные
колеса статически балансируют на оправке со шпонкой.
Секция холодильника. Плотность соединения,
исправность и плотность закрытия жалюзи проверяют. Допускается
эксплуатация, если при опрессовке выявляется «потение», без образования
каплепадения. В летнее время в пыльные дни продувают секции холодильника
сжатым воздухом, предварительно открыв боковые жалюзи, через одно
техническое обслуживание ТО-2. Проверяют исправность механизированных
утеплительных щитов. Приводной вал должен вращаться свободно, без
заклинивания.
Фильтры. Фильтры топлива, масла, воздуха
разбирают и очищают или заменяют с соблюдением сроков в соответствии с
руководством по эксплуатации: на каждом техническом обслуживании ТО-3
топливные фильтры грубой очистки, воздушные фильтры дизеля, воздушные
фильтры электрических машин; через один ТО-3 топливные фильтры тонкой
очистки, масляные фильтры грубой очистки, воздушные фильтры компрессора.
Следует помнить, что механические примеси и вода в дизельном топливе не
допускаются. Поэтому следует выполнять ремонт фильтров (замену
фильтрующих элементов) в чистом помещении, а баки хранения топлива
закрывать герметичными крышками, чтобы не вывести из строя топливную
аппаратуру (форсунки, топливные насосы) . Войлочные пластины топливных
фильтров после предварительного разрыхления поверхности пластин щеткой и
выдержке в осветительном керосине 15—20 мин очищают на станке. Надетые
пластины на трубчатую оправку и помещенные в кожух вращаются на станке.
Делается несколько включений с продолжительностью работы не менее
1 мин. Матерчатые шелковые чехлы промывают. Порванные чехлы заменяют.
Пластины считаются годными, если они удовлетворяют следующему условию:
собранная секция из очищенных пластин и сжатия их усилием
3,5—4,0 кН (350—400 кгс) должна создавать сопротивление не более 0,14
МПа (1,4 кгс/см2) при расходе топлива через секцию 5 л/мин. Усилие
сжатия пластин следует определять следующим образом: для сжатия
работавших и очищенных 15 шт. пластин до размера (высоты столба пластин)
195—197 мм необходимо усилие 3,5—4,0 кН (350— 400 кгс). Поскольку новые
и старые пластины обладают различным сопротивлением, не допускается
постановка на дизель комплектов пластин фильтра в сочетании новых с
бывшими в работе.
Топливные бумажные фильтрующие элементы обязательно
заменяют. При этом необходимо следить, чтобы фильтры не оказались
порванными.
В повышении долговечности работы цилиндропоршневой группы важную роль
играют воздушные фильтры, особенно на дорогах с повышенной запыленностью
воздуха, поэтому рекомендуется и разрешается очищать их чаще, чем
предусмотрено.
Перед очисткой воздушных фильтров проверяют исправность брезентовых
рукавов, соединяющих центральную часть всасывающего трубопровода
воздуходувки с воздушным фильтром. Кассеты продувают сжатым воздухом,
проваривают в специальном растворе в течение 15—20 мин и просушивают в
течение 3—5 мин; затем погружают кассеты в ванну со смесью, подогретой
до 40—50 °С для промасливания, и выдерживают 2—3 мин. Кассеты фильтров
электрических машин не промасливают.
Вынув кассеты из ванны, укладывают их в горизонтальном положении на
прутки или угольники над ванной и выдерживают 30—60 мин до прекращения
обильного стекания. В состав раствора для выварки кассет входят
следующие компоненты: кальцинированная сода — 1 %; жидкое стекло —
1 %, мыло—1 %. Разрешается также применять раствор 3—4 %-ного
петро-латума с добавлением при необходимости 3—5 %-ного раствора
каустической соды или 2—3 %-ного раствора моечной пасты. Смесь для
промасливания кассет должна состоять из дизельного масла с кулисной
смазкой (9:1 по весу) или 82 % дизельного масла, 8 % керосина и 10 %
технического вазелина.
Очищают бункера фильтров от пыли. Проверяют состояние уплотнительных
войлочных прокладок. Кассеты укрепляют и уплотняют. Набивку воздушных
фильтров компрессора промывают керосином, слегка промасливают машинным
маслом и просушивают. Добавляют масло в корпус маслопленочного фильтра
до заданного уровня и проверяют уплотнение стыков кассет.
Топливоподогреватель и отопление кабины.
Топливоподогреватель и отопи-тельные приборы кабины осматривают.
Неисправности устраняют. Топливопо-догреватель включают при температуре
окружающей среды ниже +15°С.
Трубопроводы топливной, масляной, водяной,
воздушной и сливной систем. Устраняют течи и утечки воздуха с
заменой при необходимости прокладок и рукавов. Трубки воздухопроводов
управления, имеющие трещины или вмятины на глубину более 50 % диаметра
или скручивание, заменяют. Проверяют крепление трубопроводов. Трубки
сливной системы продувают. Сливают отстой из топливного бака, бачка
грязного топлива, поддонов агрегатов.
Средства пожаротушения
Проверяют наличие огнетушителей и их
исправность; состояние противопожарной установки воздухопенного тушения
и термоизвещателей; наличие пломб на пусковых кранах воздухопенной
установки, а также количество раствора в резервуарах. Уровень раствора
должен находиться не ниже нижней риски щупа, при необходимости раствор
добавляют. Осматривают гибкие шланги и их соединения, неисправности
устраняют, прочищают атмосферное отверстие.
Техническое обслуживание ТО-4. Для ремонта
колесных пар предусмотрен этот вид обслуживания. Колесные пары
обтачивают без выкатки из-под локомотива для поддержания оптимального
значения проката. При выпуске из ТО-4, а также при одиночной обточке
колесной пары или смене колесно-моторного блока разность диаметров
бандажей колесных пар на одной секции не должна превышать 10 мм.
Допускается обтачивать колесные пары с оставлением черновины по кругу
катания при соблюдении допускаемых размеров гребня.
Продолжительность обслуживания ТО-4 устанавливается начальником железной
дороги с учетом местных условий из расчета 1—1,2 ч на обточку одной
колесной пары. Ввиду важности этой операции начальник железной дороги
выделяет в планах отделения дороги для локомотивных депо отдельной
строчкой контингент и фонд заработной платы на техническое обслуживание,
в том числе ТО-4. При этом минимальный состав бригады может быть не
менее числа осей, т. е. для ТО-4—6 слесарей.
При проведении технического осмотра ТО-4 допускается параллельно
выполнение других работ с разрешения начальника отделения.