Осмотры и ремонты при остановленном дизеле выполняют в объеме
технических обслуживаний ТО-2 и ТО-3 по дизелю, электрооборудованию и
экипажной части с тормозами, автосцепными устройствами и устройствами
безопасности.
Блок и картер
Цилиндропоршневая группа. Коленчатые валы.
Проверяют надежность крепления блока к поддизельной раме и ее к раме
тепловоза. Ослабшие гайки и болты подтягивают, оборванные шпильки
крепления выпускных коллекторов заменяют. Ослабшие штифты заменяют.
Через одно техническое обслуживание ТО-3 проверяют провисание
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7-й коренных шеек нижнего коленчатого вала, которое
допускается не более 0,05 мм.
Открыв люки верхней крышки блока и боковые люки,
осматривают картер дизеля, крепление коренных и шатунных подшипников
Обстукиванием), места вблизи коренных и шатунных подшипников, проверяют,
нет ли выкрошившихся частиц баббита, смещения (проворота) вкладышей,
проверяют состояние шплинтовки гаек подшипников. Проверяют, нет ли
трещин в крышках бугелей, постелях.
При работающем маслопрокачивающем насосе проверяют состояние
маслопроводов в картере, подводящих масло к подшипникам коленчатых
валов. Тщательно осматривают сварные швы блока, нет ли трещин в отсеке
вертикальной передачи, оборванных платиков или ослабших шпилек передачи.
Проверяют также плотность соединения и отсутствия трещин в масляном
коллекторе дизеля, в штуцерах и смазочных трубках толкателей топливных
насосов.
Воздуходувка. Осматривают воздуходувку,
определяют состояние приводных шестерен эластичного привода воздуходувки
и шестерен сидящих на валах роторов (шестерни, синхронизирующие движение
роторов). Тщательно осматривают внутренние полости. Если обнаружена
алюминиевая пыль, то это свидетельствует о том, что роторы касаются
между собой или своими торцами трутся о стальные подшипниковые плиты.
Такое явление неизбежно приведет к задиру роторов или стальных плит
подшипников с торцами роторов. Для проверки правильности сборки
воздуходувки необходимо замерить следующие монтажные зазоры: радиальный
зазор между копусом воздуходувки и головкой лопастей ротора; боковой
зазор между роторами; осевой зазор между торцом ротора и плитой опорного
подшипника; осевой размер рабочих колес. Боковой зазор между зубьями
координационных шестерен; несовпадение торцов координационных шестерен.
Зазоры должны соответствовать установленным Правилами ремонта.
Проверяют установку колеса воздушного фильтра непрерывного действия,
отсутствие заеданий и перекосов. Очищают и промывают кассеты воздушных
фильтров.
Уплотнения воздуходувки, цилиндровых втулок и толкателей топливных
насосов проверяют путем опрессовки. Открыв крышку люков выпускных
коллекторов, очищают от нагара продувочные и выпускные окна втулок
цилиндров. Осматривают состояние втулок цилиндров, поршней и
компрессорных колец. Замеченные недостатки поршней, колец и втулок
устраняют либо путем замены новыми, либо ремонтируют, если возможно.
Топливная аппаратура. Проверяют легкость
перемещения регулировочных реек на каждом топливном насосе и поводковой
втулке на рейке, работу ускорителя пуска. Форсунки с дизеля снимают и
проверяют на стенде на распыливание. Форсунки, имеющие плохое
распыливание или другие замечания, ремонтируют или заменяют новыми,
проверяют на каждом третьем ТО-3 (25—30 тыс. км).
Проверяют регулировку всех топливных насосов на равномерность подачи
топлива (выход рейки). В случае нарушения равномерности подачи топлива
по цилиндрам необходимо подрегулировать таким образом, чтобы при
положении коромысла на упоре при поднятом штоке регулятора разность
зазоров между упором на каждом насосе и корпусом насоса была не более
0,3 мм для левого ряда и 0,15 мм для правого, а для двигателя в целом —
0,3 мм.
Вертикальная передача. В вертикальной
передаче осматривают крепление восьмигранных гаек, стопорных планок,
верхнего и нижнего корпусов передачи к блоку; состояние зубьев
конических шестерен, в том числе по прирабатываемости, отсутствие трещин
и изломов, состояние торсионного вала, определяющего величину угла
опережения нижнего вала относительно верхнего (должно быть 12+1 ).
По водомерному стеклу в расширительном бачке проверяют, не проникает ли
масло в водяную систему. Сливают отстой из картера дизеля и промывают
картер. Разрешается проверка состояния сборочных единиц элементов
оборудования тепловоза с использованием методов технической диагностики
(при наличии в депо средств диагностирования). На выявленные
неисправности составляют ведомости, а дефекты устраняют.
Электрическое оборудование. Приступая к
осмотрам и проверкам электрических машин и аппаратов, прежде всего
необходимо продуть их сухим и сжатым воздухом. Проверяют нагрев
подшипников тягового генератора, двухмашинного агрегата, тахоге-нератора.
Измеряют сопротивление изоляции, высоковольтной и низковольтной цепей,
тщательно проверяют состояние всех токопроводящих кабелей и шин, они
должны быть хорошо изолированы и не касаться корпусов электрических
машин. В случае следов переброса электрической дуги места подгаров
зачищают, протирают салфетками, смоченными в авиационном бензине, а
затем сухими салфетками.
Проверяют состояние и крепление кронштейнов щеткодержателей. Необходимо
убедиться в отсутствии наплывов меди и поджогов и особенно в щеточных
гнездах. Проверяют крепление болтов, шунтов, щеток. Изоляторы должны
быть чистыми, без трещин и сколов.
Поверхность коллекторов под щетками должна быть гладкой, без зади-ров и
следов оплавления. При наличии брызг металла от перебросов или кругового
огня на коллекторе эти места зачищают без нарушения формы коллектора с
продорожкой рядом находящихся ламелей. Щетки в обоймах щеткодержателей
должны перемещаться свободно, но без больших зазоров. Рабочая
поверхность щеток должна быть отполирована, не иметь трещин и отколов;
высота щеток не меньше предельно допустимой. При замене новые щетки
притирают по коллектору. Постановка щеток разных марок на одну машину не
допускается.
Проверяют чистоту поверхности главных и вспомогательных контакторов и
всех реле. Контакты, имеющие повреждения и подгары, зачищают, после чего
на этих аппаратах проверяют нажатие контактов. Аккумуляторные батареи
осматривают, замеряют плотность электролита и напряжение элементов, а
также измеряют напряжение вспомогательного генератора. Поверхности банок
протирают, резьбовые отверстия смазывают тонким слоем технического
вазелина.
Экипажная часть. Приступая к осмотрам и
проверкам экипажной части, необходимо установить тепловоз на смотровую
канаву и проверить нагрев моторно-осевых подшипников. При обнаружении
повышенного нагрева открывают переднюю крышку буксы и проводят ревизию
подшипников в соответствии с требованиями, ранее изложенными по
содержанию сборочных единиц с подшипниками качения тягового подвижного
состава. У моторноосевого подшипника, имеющего повьь шенный нагрев,
проверяют и при необходимости заменяют польстер (или пряжу) ,
приподнимают тяговый электродвигатель, снимают верхний вкладыш,
проверяют его состояние, снимают фаски и закругления на кромках окон для
создания условий лучшего образования масляного клина, углубляют
смазочные канавки, выходящие в зону холодильников. Дефектные вкладыши
(имеющие глубокие задиры и трещины) заменяют. Проверяют овальность и
общее состояние шеек оси; шейки, имеющие задиры более 0,3 мм, вызывают
необходимость замены колесно-моторного блока. Моторно-осевой подшипник
заливают осевым маслом, соответствующим сезону, через верхнюю масленку
до полной вместимости, а с польстером — до верхнего уровня.
Сливают отстой (конденсат) из корпусов моторно-осевых подшипников.
Доливают масло до верхнего уровня камер. При температуре наружного
воздуха ниже нуля добавляемое масло подогревают до 50—80 °С.
Осматривают состояние букс, буксовых поводков, боковых опор, крышек
букс, корпусов моторно-осевых подшипников. Мелкие дефекты устраняют.
Крепление силовых, вспомогательных механизмов и их приводов проверяют,
осматривают кожуха тяговых редукторов и их крепление. Ослабшие болты
подтягивают, неисправные крышки заправочных горловин ремонтируют.
Проверяют наличие смазки на зубьях зубчатых колес тяговых редукторов
через заправочные горловины кожухов. В случае обнаружения в масле
характерного желтоватого блеска металла его необходимо заменить,
предварительно выяснив причину задира.
Колесные пары проверяют в соответствии с требованиями Инструкции по
освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и
электросекций. Осматривают крепление топливного бака, рукавов подвода
воздуха к тяговым электродвигателям, чехлов опорно-возвра-щающего
устройства, проверяют состояние подвески тяговых электродвигателей,
крепление подшипниковых щитов тяговых электродвигателей, нагрев якорных
подшипников.
Сливают отстой топлива из бака и топливных фильтров, отстой из корпусов.
Осматривают состояние песочных труб и проверяют работу песочниц.
Проверяют, не попала ли осерненная смазка из кожуха тяговой передачи в
моторно-осевые подшипники. При необходимости следует сменить смазку.
Осматривают снаружи приводы компрессора, редукторов, вентиляторов
охлаждения.
Проверяют выход штока тормозного цилиндра, состояние тормозных колодок,
состояние рычажной и воздушной систем тормоза. Выход штока должен быть
не более 100 мм. Проверяют работу автосцепок, осматривают листовые и
винтовые рессоры, шплинтовку валиков рессорного подвешивания.
Крепление и состояние фрикционной муфты и механизма выключения
вентилятора холодильника проверяют. Если есть воздух в воздушной системе
тепловоза, проверяют исправность дей-стия включающего устройства.