36. Зубчатые передачи, сальниковые уплотнения и резинометаллические
детали тепловоза ТЭ3
Зубчатая передача. Зубчатые колеса передачи с трещиной у основания зуба,
отколом хотя бы одного зуба, предельным износом зубьев зубчатых колес
подлежат замене. Запрещается устранять износ и трещины зубьев зубчатых
колес наплавкой или сваркой.
Разрешается оставлять без исправления зубчатые колеса, кроме случаев,
оговоренных особо, если вмятины, мелкие раковины (в виде сыпи) и другие
дефекты имеют глубину не более 0,2 мм, а отдельные — до 0,5 мм и их
общая площадь не превышает 10% эвольвентной (рабочей) поверхности одного
зуба; с отколом части зуба, если отколовшаяся часть находится от торца
зуба на расстоянии, не превышающем 10% длины зуба. Острые кромки
поврежденного зуба должны быть закруглены. Износ зубьев цилиндрических
колес измеряют штангензубомером.
При сборке зубчатой передачи соблюдают следующие основные условия: линия
касания зубьев колес, т. е. линия приложения окружного усилия, должна
находиться на начальной окружности обоих колес;
плавный, без толчков и рывков, переход от одного зуба к другому, т. е.
выход из зацепления одного зуба и начало зацепления следующего зуба;
осевое биение колеса, установленного на валу, при измерении индикатором
по окружности впадин не должно превышать (кроме случаев, оговоренных
особо) при диаметрах окружности впадин до 200 мм 0,10 мм; от 200 мм до
300 мм — 0,15 мм; от 300 мм до 500 мм — 0,20 мм; более 500 мм — 0,25 Мм;
боковой и радиальный зазоры между зубьями колес должны быть в
установленных пределах, а прилегание (контакт) зубьев по их длине (по
краске) — не менее 70% у цилиндрических шестерен и 40% у конических
шестерен (со стороны узких концов зубьев);
боковой зазор между зубьями колес конической передачи регулируют
смещением колес на валах или колес вместе с валами, у зубчатых колес
цилиндрической передачи, как правило,— подбором колес, а в регулируемых
конструкциях — изменением меж-центрового расстояния с последующей
фиксацией подвижной части согласно чертежу;
боковой зазор между зубьями колес в зависимости от конструкции передач
измеряют индикаторным приспособлением, щупом или по свинцовой выжимке;
радиальный зазор между зубьями колес определяют по свинцовой выжимке.
При проверке бокового зазора между зубьями конической передачи
индикатором колёса прижимают торцами к соответствующим опорным
поверхностям (раздвинуты или сдвинуты). Зазор измеряют дважды: при
раздвинутых и сдвинутых зубчатых колесах. Работа зубчатой передачи
считается нормальной, если колеса вращаются свободно, без толчков и
рывков.