Сборочные единицы с подшипниками качения - тепловоз ТЭ3
Не допускаются к эксплуатации подшипники
качения при следующих дефектах и повреждениях (кроме случаев,
оговоренных особо): отколов металла или трещин на поверхности качения
(на кольцах, шариках или роликах);
цветов побежалости и следов заклинивания на поверхности качения деталей
вследствие перегрева;
выбоин и отпечатков удара на беговых дорожках колец
(или на поверхности цапф) от тугой посадки или ударной нагрузки;
выкрашивания или шелушения металла, мелких раковин, большого числа
черных точек на поверхности качения деталей;
раковин коррозионного и некоррозионного характера;
глубоких рисок, забоин на поверхностях качения деталей;
повреждения сепараторов: надлом, трещины, срезы и ослабления заклепок,
выработка гнезд до выпадания роликов;
зазора между стальными штампованными сепараторами и буртом внутреннего
кольца шарикоподшипника с диаметром отверстия до 30 мм — менее 0,2 мм, с
диаметром отверстия более 30 мм — менее 0,3 мм;
предельного износа и деформации деталей, т. е. когда осевой или
радиальный зазоры, разность диаметров шариков или роликов и т. д. более
допускаемых норм.
При наличии в одном подшипниковом гнезде или сборочной единице двух и
более подшипников качения и в случае замены одного из них, как правило,
заменяют и другие, т. е. производят комплексную замену подшипников,
например, в крестовинах кардана, грузах регулятора частоты вращения и т.
д.
Допускаются к дальнейшей эксплуатации подшипники качения, имеющие
незначительные дефекты и повреждения: царапины и риски на посадочных
поверхностях колец, появившиеся вследствие ослабления посадки; забоины,
вмятины, следы коррозии на сепараторе, не препятствующие нормальному
движению шариков и роликов; темные пятна коррозионного характера на
поверхностях качения деталей, устраняемые зачисткой; матовая поверхность
качения деталей как следствие ненормального износа; незначительная
деформация и износ гнезд сепаратора сферического роликового подшипника,
устраняемые обжатием сепаратора.
Мелкие вмятины, риски и незначительную коррозию на поверхностях качения
и в местах посадки деталей подшипников устраняют зачисткой вруч-ную
мелкой шлифовальной шкуркой. Устранение других повреждений и ремонт
подшипников качения с заменой деталей для восстановления нормальных
посадок проводят соответственно требованиям технических указаний,
утвержденных ЦТ МПС.
Техническое обслуживание и ремонт сборочных единиц с подшипниками
качения (букс колесных пар, ТЭД, тяговых генераторов и др.) проводят
согласно действующей Инструкции по содержанию и ремонту сборочных единиц
с подшипниками качения.
До монтажа у всех подшипников, бывших в эксплуатации, проверяют
равномерность хода и зазоры между деталями. Степень допустимого шума и
неравномерность хода определяют сравнением с эталонным подшипником
данного типа, отобранным по согласованию с приемщиком депо. Годным для
повторного использования считают подшипники, имеющие ровный, без
заедания ход и незначительный шум, а также установленные зазоры и
размеры.
При сборке необходимо соблюдать следующие основные требования:
устанавливать натяг в соединениях строго в соответствии с чертежом. При
этом, если вращается вал, то внутреннее кольцо подшипника должно иметь
неподвижную посадку, а наружное кольцо в гнезде — подвижную (кроме
случаев, оговоренных особо). Если вращается гнездо (корпус), то наружное
кольцо подшипника должно иметь неподвижную посадку, а внутреннее кольцо—
подвижную (кроме случаев, оговоренных особо);
не превышать допустимое значение овальности или биения шеек валов в
местах монтажа внутренних колец подшипников качения для новых
аналогичных деталей более чем на 0,02 мм, кроме случаев, оговоренных
особо;
поворачивают на 45 или на 90° наружные кольца перед монтажом в корпус
относительно положения, которое они занимали ранее, до разборки
сборочной единицы, чтобы нагружение беговых дорожек наружных колец не
приходилось каждый раз на одну и ту же зону;
выполняют монтаж подшипника на вал с предварительным нагревом р ипсле до
60—100 °С подшипника или внутреннего кольца, с охлаждением вала или при
помощи пресса. В этом случае применяют приспособления (оправки) ,
обеспечивающие действие усилия запрессовки по оси кольца. Если
подшипники монтируют одновременно на вал и в гнездо, оправка должна
упираться одновременно в торцы обоих колец подшипников. Подшипники (или
кольца) нагревают в масляной ванне, в электрических печах, индукционным
способом. Время выдержки при температуре 60—100 °С выбирают в
зависимости от размера подшипника. Запрещается нагревать подшипники (или
кольца) открытым огнем, монтировать и демонтировать подшипник (кольцо)
ударами, наносимыми непосредственно по подшипнику.
Подшипник после монтажа на вал должен упираться в его заплечик или
деталь, указанную на чертеже сборочной единицы, при посадке в корпус — в
бурт гнезда. В случае нагрева деталей индукционным нагревателем детали
после запрессовки размагничивают. Качество сборки сборочной единицы с
подшипниками качения контролируют по легкости вращения вала, наличию
осевого разбега у вала с шарикоподшипником, радиального зазора между
роликами и кольцами у роликовых подшипников. Эти величины должны быть в
пределах установленных норм.
После сборки подшипников, работающих на пластичной (консистентной)
смазке, их смазывают порядком, установленным Инструкцией по ремонту
узлов с подшипниками качения. Разрешается щели между роликами и шариками
заполнять смазкой до монтажа подшипника. Запрещается смешивать различные
сорта смазок для смазки подшипников одной сборочной единицы.