35. Сборочные единицы с подшипниками скольжения
и качения - тепловоз ТЭ3
Сборочная единица с неразъемным подшипником скольжения (например,
соединение поршня с шатуном при помощи пальца, шарнирные соединения
рессорного подвешивания тележек, подшипники маслопрокачивающего насоса и
т. п.). Такие узлы с предельным износом деталей (когда зазор между
деталями трущейся пары превышает максимально допустимый чертежный зазор
на 25% и более, кроме случаев, оговоренных особо) в зависимости от
конструкции и прочности материала
деталей, а также экономической целесообразности ремонта допускается
восстанавливать одним из следующих способов: обработкой одной из
деталей, чаще всего шейки вала (пальца, оси, цапфы, валика), под
ремонтный размер с одновременным уменьшением диаметра отверстия втулки
подшипника; заменой одной из деталей новой и восстановлением нормальной
формы (устранением овальности более 0,05 мм) трущихся частей
незаменяе-мой детали; наращиванием до нормальных размеров и форм
деталей.
При сборке сборочных единиц с неразъемными подшипниками скольжения
обеспечить:
установленную посадку втулки в подшипниковом гнезде. При этом отверстия
втулки, служащие для подвода смазки в подшипник, совместить с
соответствующими отверстиями в гнезде. Втулку закрепить от проворота;
установленный зазор «на масло» в подшипнике и свободное относительное
вращение (перемещение) трущихся деталей. Разность зазоров «на масло» у
подшипников многоопорных валов не более 15%;
соосность подшипников (совпадение геометрических осей) и минимальную
ступенчатость несущих (рабочих) поверхностей подшипников многоопорных
валов (когда вал, валик или ось покоятся на двух или более опорах).
Соосность и ступенчатость подшипников многоопорных валов определяют
технологическим валом (или соответствующей технологической деталью),
оптическими приборами или стрункой;
прилегание шеек многоопорных валов к несущим (рабочим) поверхностям
подшипников. Неприлегание (провисание) отдельных шеек допускается не
более 0,05 мм.