Типовыми соединениями деталей называют резьбовые, шпоночные, конусные,
шлицевые, фланцевые и др. Ремонт деталей выполняют по технологии,
разработанной с учетом требований чертежно-технической документации на
ремонтируемую сборочную единицу или деталь с учетом инструкций и правил
МПС на ремонт подвижного состава. Все детали и сборочные единицы
поступают на ремонт после очистки от грязи, мойки, обезжиривания,
дефектации, микрометража и приемки с оценкой — пригодности для ремонта в
условиях депо.
Изношенные сопрягаемые поверхности типовых соединений исправляют
наплавкой, сваркой, гальваническим покрытием или термообработкой.
Резьбовые соединения тепловоза ТЭ3
При креплении деталей тепловоза запрещается
оставлять без ремонта или устанавливать вновь болты и гайки, имеющие
разработанную или поврежденную резьбу или забоины по граням головки, а
также ставить болты, не соответствующие размерам отверстий в соединяемых
деталях. Отверстия под болты при относительном смещении их в соединяемых
деталях, не допускающем прохождения болтов соответствующих размеров,
исправляют рассверловкой, развертыванием или наплавкой (отверстия после
наплавки обрабатывают под чертежный размер). Раздача отверстий оправкой
не допускается. Запрещается применять шпильки и болты, имеющие
разработанную, сорванную или забитую резьбу, забитые грани головок
болтов. Резьбу
болтов и гаек ответственных соединений проверяют резьбовыми калибрами.
Резьбовые отверстия рекомендуется восстанавливать проточкой, расточкой и
нарезанием резьбы под ближайший стандартный размер (под меньший размер —
у болтов, шпилек, концов валов, под больший размер — у резьбовых
отверстий) . Проточка болтов, шпилек и др. должна согласовываться с
допустимым понижением прочности.
Можно также восстанавливать резьбовые отверстия наплавкой с последующей
нарезкой под чертежный размер (кроме случаев, оговоренных Правилами
технического обслуживания и ремонта); постановкой ввертыша в резьбовое
отверстие с учетом обеспечения необходимой прочности; нарезкой новых
резьбовых отверстий (рядом со старыми) и заделкой старых отверстий
резьбовыми пробками или заваркой с последующей зачисткой.
При сборке резьбовых соединений необходимо соблюдать целый ряд условий.
Прежде всего, не следует ввертывать болты увеличенной длины и ввертывать
болты нормальной длины в резьбовые отверстия уменьшенной глубины.
Шпильки или ввертыши плотной посадки можно ставить на цинковых белилах
или густотертом сурике. Ось резьбовых отверстий должна быть
перпендикулярна опорной поверхности, а торец гайки перпендикулярен оси
резьбы. Допускается неперпендикулярность не более 0,2 мм.
Гайки и болты затягивают в последовательности с усилием, установленным
чертежом, инструкцией или другим документом; болты или шпильки должны
выступать над гайкой не менее одной нитки и не более указанной в
чертеже; шурупы, крепящие деревянные детали, ввертывают до отказа;
забивать шурупы запрещается. Каждое резьбовое отверстие должно иметь
чистую зенковку под углом 120° наружного диаметра резьбы.
При установке ступенчатой шпильки утолщенная часть ее должна утопать
относительно поверхности детали не менее 1,0 мм; отверстия под шплинт у
шпильки или болта устанавливать, располагая его в удобном для постановки
шплинта положении; негодные
шплинты, фасонные и пластинчатые шайбы, пружины и другие стопорящие
элементы заменяют новыми.
Механическую обработку деталей, исправленных за-чаркой, производить с
соблюдением требований чертежей.