Глава 9
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РЕМОНТУ ТЕПЛОВОЗА ТЭ3
33. Сборочные единицы и детали тепловоза ТЭ3
Разборка и очистка сборочных единиц и деталей тепловоза ТЭ3
К разборке и очистке сборочных единиц и
деталей приступают после разборки тепловоза в соответствии с картами
технологических процессов, определяющих последовательность съема
(демонтажа) сборочных единиц, прямо противоположную последовательности
сборки. Инструменты и приспособления, используемые при разборке, должны
обеспечивать сохранность деталей и сборочных единиц при их демонтаже
(съеме). Складывать детали и сборочные единицы можно в местах (на
стеллажах, подставках, специальных стойках и других установочных
приспособлениях), защищающих их от повреждений (особенно такие
легкоповреждаемые детали, как, например, электрическая изоляция и др.).
Разборка любой единицы должна вестись в соответствии с технологической
картой, при этом проверяют
наличие маркировок, клеймений, различного рода меток, соответствующих
чертежу. Если метки перепутаны, а маркировки отсутствуют, то их следует
восстановить или, если требуется нанести собственные метки краской.
Замеряют зазоры, осевые разбеги, определяют характер износов и их
величину для трущихся деталей, а также производят измерение
геометрических форм (округлость, овальность и другие искажения).
Проверяют сочленение детали — нет ли ослаблений посадки и др.
Разъединять соединенные детали допустимо лишь в случае необходимости
замены или их ремонта. Спаренные детали, которые при сборке требуют
взаимной пригонки или обработки с одной установки, не распаривать, если
они не подлежат замене, как, например, вкладыши подшипников, звенья
распределительных валов, части корпусов редукторов, крышки и стержни
шатунов и др.
Регулировочные прокладки и фиксирующие штифты метят для обеспече-ния
установки деталей на прежние места и сохранения центровок. Проверяют
визуально отсутствие трещин, особенно у корпусных деталей, люков,
уплотнения носка коленчатого вала и др.
Длительная эксплуатация при больших межремонтных периодах, особенно в
условиях повышенной дымности выпуска и возможных повышенных утечках
масла и топлива через различного рода неплотности во внешних системах,
приводит к загрязнению внешних поверхностей тепловоза, машин и
дизель-генератора, к нагароотло-жениям в выпускной системе дизеля,
отложениям на внутренних поверхностях картера и блока, коррозии. Такое
состояние деталей и сборочных единиц требует ряда технологических
приемов по их очистке. Все детали и отдельные сборочные единицы должны
быть очищены от упомянутых загрязнений, помыты, обезжирены и подвергнуты
дефектации и микрометражу.
Исправление (ремонт) деталей и доведение их состояния до требований
чертежей должны выполняться в соответствии с инструкциями и правилами,
утвержденными МПС, на основании которых разрабатываются конкретные
технологические процессы на выполнение работ по ремонту. Технологические
процессы ремонта тепловоза, его сборочных единиц и деталей должны
соответствовать требованиям чертежно-тех-нической документации на
ремонтируемую деталь или сборочную единицу.
Крупногабаритное литье из черного и цветного металла, сварные
конструкции в зависимости от степени и характера загрязнения очищают по
утвержденному технологическому процессу с применением соответствующих
ванн, растворов, моечных машин. Такими процессами являются пневмо- или
гидроабразивный способ; выварка в моющем растворе, в расплаве солей, в
моечных машинах и камерах, струйным способом или принудительной
циркуляцией раствора.
Допускаются и другие технологические приемы, как, например, механическая
очистка специальными инструментами или мойка керосином с последующей
обтиркой ветошью. В качестве твердых абразивов рекомендуется при-
менять кварцевый песок, гранулы различных пластмасс, фарфоровую и
косточковую (от абрикосов и др.) крошку. Поверхности, образованные
шлифовкой, притиркой или полировкой с высокой точностью, должны быть
смазаны маслом (во избежание коррозии).
Сборочные единицы или детали, имеющие электрическую изоляцию, очищают в
зависимости от степени-загрязненности, обдуванием воздухом, струйным
(душевым) способом, парами растворителя или легкими абразивами.
Допускается отдельные части очищать протиранием салфетками или
тампонами, смоченными в бензине или спирте.
Размеры частиц при абразивной обработке поверхностей и давление воздуха
для распыливания частиц подбирают опытным путем, чтобы предотвратить
порчу изоляции. В качестве мягких абразивов рекомендуется применять
мелкую косточковую крошку, окись алюминия и т. п.
Качество очистки определяется: открытых поверхностей деталей —
визуальным осмотром или оптико-визуальным методом, а качество
обезжиривания — по смачиваемости поверхности водой; закрытых полостей —
оптико-визуальным методом, по времени протекания жидкости (заменяемого
объема) до и после очистки.