Противопожарная установка тепловоза ТЭ3

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТЭ3 (Синенко Н. П., Заславский Е. Г.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

Защитные устройства и противопожарная установка тепловоза ТЭ3

 

 

Противопожарная установка тепловоза ТЭ3

 

 Тепловозы ТЭЗ первых выпусков были оборудованы установками автоматического пожаротушения с использованием для огнетушения специальной газовой смеси (так называемый состав «3,5»), состоящей из 70% бромистого этила и 30 % углекислоты. Эффективность огнетушения таким составом исключительно высока. Однако из-за некоторой токсичности бромистого этила и продуктов его соединения газовое тушение не было внедрено на всех выпускаемых тепловозах ТЭЗ. Установками автоматического пожаротушения с применением состава «3,5» оборудовались тепловозы ТЭЗ, выпускаемые Харьковским заводом транспортного машиностроения.

На тепловозах ТЭЗ, выпускаемых Ворошиловградским тепловозостроительным заводом, использовалась противопожарная установка с ручным воздушно-пенным тушением и автоматической сигнализацией. Система автоматической пожарной сигнализации состоит из термоизвещателей, приемной станции и сигнальных устройств. В качестве термоизвещателя (21 шт.) ис-пользуются терморезисторы типа КМТ-10, заключенные в специальный корпус для возможности их установки и защиты от механических повреждений. В приемной станции использованы два реле типа РКН.РС.4 500 025.

Сигнальное устройство имеет звуковой сигнал и сигнальные лампы. Тер-моизвещатели (рис. 91) установлены на тепловозе в местах, где возникновение огня является наиболее вероятным: в дизельном помещении (18 шт.) и в высоковольтной камере (3 шт.). Этим объясняется наличие двух реле, используемых в приемной станции. Для проверки исправности цепей питания автоматической пожарной сигнализации служат кнопки КН1 и КН2 типа КУО-3, которые при нажатии имитируют срабатывание термоизвещателей. В качестве звукового сигнала используется имеющийся на тепловозе зуммер боксования.

 

 

 

 

Рис, 88. Схема электрическая принципиальная цепей управления и электропередачи тепловоза

 

Рис. 89. Схема электрическая соединений электроаппаратов тепловозов


Рис. 90 Схема электрическая принципиальная цепей освещения тепловоза


Рис. 91. Схема принципиальная электрическая соединений автоматической пожарной сигнализации

 

 

 

 

Расположение оборудования автоматической пожарной сигнализации на тепловозе ТЭЗ показано на рис. 92. Как уже отмечалось, в установках ручного пожаротушения использовалось воздушно-пенное тушение. Образую-щаяся в этих установках пена направляется при помощи специального ствола-смесителя на горящую поверхность, прекращает доступ воздуха к ней и таким образом ликвидирует горение. Рабочей жидкостью этой установки является водный раствор пенообразователя. В резервуар (вместимостью 290 л) заливается 260 л воды и 11 л пенообразователя П01 (ГОСТ 6948—81). Образующийся при этом 4%-ный раствор пенообразователя обеспечивает 25-кратный выход пены. Установка работает при использовании одного смесителя в течение 10 мин, а при двух смесителях — 5 мин. Пена не оказывает вредного действия на оборудование тепловоза и людей.

Воздушно-пенная установка (рис. 93) состоит из резервуара, гидравлической системы и пневмосистемы, присоединенной к главным резервуарам локомотива. Система приводится в действие разобщительным краном 8 (№ 383), при этом сжатый воздух поступает одновременно через редукционные клапаны 3, отрегулированные на давление 0,15 МПа, к смесителям 1 и через редукционные клапаны 3 на давление

0,25 МПа — в резервуар 6. При открывании клапана на смесителе 1 (или оба сразу) воздух из главного резервуара начнет вытеснять жидкость в трубопровод, а затем в смесители, в которые одновременно по другой трубе будет поступать воздух, необходимый для образования пены.

 

 

 

 

Рис. 92. Расположение оборудования автоматической пожарной сигнализации:
1—21 — пожарные извешатели; 22 — приемная станция; 23 — коробка сигнальных ламп



Смесители соединены с трубами гибкими резинотканевыми шлангами длиной 8 м, что позволяет перемещать их по тепловозу.

На верхнем днище резервуара установлен штуцер с калиброванным отверстием диаметром 1 мм для предупреждения возможного выжимания из него смеси при пропусках воздуха кранами 8
и обеспечивающий выход из резервуара воздуха после тушения и закрытия кранов на смесителе и воздушном трубопроводе. На этом же днище установлена заливная горловина с крышкой, в которой укреплен щуп. На нижнем днище имеется штуцер 7 со спускной пробкой.

Верхний ниппель 9 смесителя (рис. 94) служит для подачи в него жидкости (0,25 МПа), а нижний 10 воздуха (0,15 МПа). Жидкость перемешивается в диффузоре 4 с воздухом и, проходя через сетку 3, дробится на мелкие пузырьки, резко увеличивается в объеме и выбрасывается наружу на расстояние до 8 м.

 

 

 

 

Рис. 93. Схема воздушно-пенной установки:
1 — смесители; 2 — резинотканевые шланги; 3 — клапаны редукционные; 4 — бонка с калиброванным отверстием диаметром I мм; 5 — заливочная горловина; 6 — резервуар (290 л); 7 — сливной штуцер; 8 — кран разобщительный

 

 

 

 

 

 

Рис. 94. Смеситель:
1 — наконечник; 2 — муфта; 3 — сетка с кольцом; 4 — диффузор; 5 — корпус крана; 6 — прокладка, 7 — пробка;
8 — ручка; 9, 10 — ниппели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..