Двухмашинный агрегат тепловоза ТЭ3

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТЭ3 (Синенко Н. П., Заславский Е. Г.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

18. Двухмашинный и тахометрический агрегаты тепловоза ТЭ3
 


Двухмашинный агрегат тепловоза ТЭ3

 

 

 Агрегат (рис. 74) состоит из возбудителя типа ВТ 275/120 и вспомогательного генератора типа ВГТ 275/150 (табл. 3 и 4).

Вспомогательный генератор служит для заряда аккумуляторной батареи, питания цепей управления, освещения и вспомогательных машин, а также обмоток независимого возбуждения возбудителя и тахогенераторов. Вспомогательный генератор представляет собой обычную машину постоянного тока. Возбудитель предназначен для питания обмотки независимого возбуждения тягового генератора тепловоза. Для формирования внешней характеристики тягового генератора магнитная
система возбудителя выполнена с несколькими обмотками возбуждения.

Двухмашинный агрегат имеет однокорпусное исполнение. Якоря возбудителя и вспомогательного генератора насажены на общий вал, вращающийся на двух шарикоподшипниках. Станина состоит из двух половин с фланцевым соединением в центре. Каждая половина станины представляет собой магнитную систему составляющих машин.

Для охлаждения машин в центре вала, между якорями, расположен двухкамерный вентилятор, протягивающий воздух от двух торцов к центру агрегата через вентиляционные каналы в сердечниках якорей и промежутки между полюсами. Нагретый воздух выбрасывается через окна по окружности станины вспомогательного генератора. Окна защищены проволочной сеткой. Подшипниковые щиты как отдельные сборочные единицы в конструкции. агрегата отсутствуют. Они конструктивно объединены в один узел с магнитными системами вспомогательного генератора и возбудителя.

Магнитная система вспомогательного генератора выполнена с шестью главными и пятью добавочными полюсами, прикрепленными к сварной станине. Станина снабжена двумя лапами, фланцем для сочленения со станиной возбудителя и имеет с внешнего

торца приваренные ребра со ступицей для установки в ней подшипника.

Главные полюсы набраны из штампованных листов стали Ст2 и скреплены заклепками. Добавочные полюсы литые. Шунтовые катушки главных полюсов намотаны из 450 витков

круглой обмоточной меди.

Изоляция катушки от корпуса

состоит из трех слоев микаленты толщиной 0,17 мм и одного слоя тафтяной ленты вполнахлеста. Готовая катушка подвергается компаундировке. В машинах первых выпусков на главных

полюсах вспомогательного генератора располагалась также легкая последовательная обмотка, в дальнейшем отмененная.

Катушки добавочных полюсов, одинаковые для вспомогательного генератора и возбудителя, намотаны из 17 витков меди (см. табл. 3 и 4).

 

Изоляция катушек состоит из двух слоев микаленты толщиной 0,17 мм вполнахлеста и одного слоя тафтяной ленты. Воздушный зазор под главными и добавочными полюсами 2 мм. Схема соединений вспомогательного генератора приведена на рис. 75.

Магнитная система возбудителя выполняется также с шестью главными и пятью добавочными полюсами. При этом из шести главных полюсов


четыре являются ненасыщенными и обеспечивают основную, постоянную составляющую магнитного потока возбудителя, а два, расположенных диаметрально, являются насыщенными и создают переменную, регулирующую часть магнитного потока.

Число обмоток возбуждения главных полюсов возбудителя равно шести: обмотки ненасыщенных полюсов — независимая, последовательная, регулирующая, ограничения тока; обмотки насыщенных полюсов — дифференциальная, параллельная.

Катушки насыщенных полюсов — параллельная и дифференциальная — наматывают отдельно и изолируют тремя слоями микаленты толщиной 0,17 мм каждая, после чего обе катушки вместе покрывают одним слоем киперной ленты вполнахлеста и компаундируют.

Обмотки независимого возбуждения и регулирующую наматывают в виде

одной катушки таким образом, что обмотка независимого возбуждения располагается внутри, а регулировочная — снаружи. Между обмотками проложен электрокартои «ЭВ» толщиной 0,5 мм в два слоя. Катушка в целом изолирована двумя слоями микаленты толщиной 0,17 мм и одним слоем тафтяной ленты вполнахлеста. Ограничительная катушка изготовлена отдельно. Ее изоляция состоит из двух слоев микаленты толщиной 0,17 мм и одного слоя тафтяной ленты. Последовательная обмотка также выполнена в виде отдельных катушек, изолированных тремя слоями микаленты и одним слоем стеклоленты толщиной 0,15 мм.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 74. Двухмашинный агрегат ВТ 275/120—ВГТ 275/150:
1 — якорь; 2 — станина возбудителя; 3 — болты, скрепляющие станины; 4 — сетка; 5 — станина вспомогательного генератора; 6—щитки; 7 — капсюль; 8 — кольца подшипников; 9 — крышки; 10—втулка; 11 —кольцо лабиринтное

 

 

 

 

 

Рис. 75. Схема соединений вспомогательного генератора:
Я — начало обмотки якоря; ЯЯ — конец последовательной обмотки; Щ и ШШ — начало и конец параллельной обмотки возбуждения; Н, К — начало и конец обмотки

 

 

 

 

 

 

Рис 76 Схема соединений возбудителя

 

 

 

 

Между обмотками — последовательной и ограничения тока — проложена подкладка из электоокартона толщиной 1,5 мм. Изоляция всех полюсных катушек класса А. Воздушный зазор под ненасыщенными и добавочными полюсами 2 мм и под насыщенными — 1 мм. Схема соединений возбудителя показана на рис. 76.

Сердечники якооей возбудителя и вспомогательного генеоатора собоаны из штампованных листов электротехнической стали Э11, насаженных на вал и удерживаемых с одной стороны обмоткодержателями, а с другой — корпусами коллекторов, объединенными с обмоткодеожателями и насаженными на вал прессовой посадкой. К обмоткодержателю якоря вспомогательного генератора прикреплено болтами колесо вентилятора, отлитое из алюминиевого сплава. Сердечники якорей имеют по 44 паза для укладки обмотки и осевые вентиляционные каналы. Обмотки якоря возбудителя и вспомогательного генератора волновые с шагом по пазам 1—8 и по коллектору 1—44, с двумя «мертвыми» секциями. В пазу расположены верхняя и нижняя стороны двух1 катушек, каждая из которых состоит из трех одновитковых секций. Каждая секция состоит из двух параллельных проводников. Разрез паза якоря представлен на рис. 77.

Катушки якоря возбудителя и вспомогательного генератора отличаются друг от друга только длиной пазовой части соответственно длине сердечников. Пазы якоря открытые, без клиньев. Обмотка якоря удерживается в пазах и в лобовых частях бандажами из стальной проволоки диаметром 1,2 мм. В пазовой части расположены три бандажа по 10 витков и на каждой лобовой части бандаж из 25 витков. Изоляция бандажей от обмотки состоит из двух слоев электрокартона толщиной 0,5 мм и одного слоя гибкого миканита толщиной также 0,5 мм. В месте расположения бандажа листы сердечника якоря имеют соответственно уменьшенный диаметр, образуя кольцевую канавку на уровне обмотки. Обмотанный якорь подвергается сушке, пропитке и покрытию аналогично якорям тяговых электродвигателей. Изоляция обмотки якорей двухмашинного агрегата класса В.

Коллекторы возбудителя и вспомогательного генератора полностью идентичны и собраны каждый из 130 пластин коллекторной меди, выштампованных за одно целое с петушками, в которые впаяны концы обмотки якоря. Между пластинами проложены прокладки из коллекторного миканита толщиной 0,8 мм. Коллекторные пластины изолированы от корпуса манжетами из формовочного миканита и стянуты нажимными конусами, укрепленными гайками. Коллекторы проходят процесс динамической формовки.

Щеткодержатели, в каждом из которых помещается одна щетка марки ЭГ-4 размером 12,5X44 мм, прикреплены к траверсам, выполненным в виде колец из гетинакса. Траверсы прикреплены к специальным выступам на ребрах станины. На каждой траверсе расположено по шесть щеткодержателей. Корпуса щеткодеожателей отлиты из латуни. Нажатие на щетки, равное
10—11 Н, осуществляется через откиднои курок, прижимаемыи спиральнои пружиной. Для возможности оегули-ровки положения щеток по отношению к нейтрали отверстия в траверсе для прохода крепящих болтов выполнены овальными и допускают некоторое угловое перемещение. При испытании на заводе-изготовителе траверса устанавливается в положение, обеспечивающее минимальное искрение щеток. Это положение отмечается риской или красной чертой и в эксплуатации должно строго сохраняться.

Вал якоря вращается на двух шарикоподшипниках № 312, смонтированных в гнездах. Один из подшипников со стороны привода зажат в осевом направлении и воспринимает, кроме радиальных, осевые нагрузки. Второй подшипник имеет осевой зазор для компенсации тепловых деформаций вала и станины. Гнезда закрыты крышками, каждая из которых прикреплена двумя винтами с потайными головками.

В период эксплуатации в конструкцию двухмашинного агрегата внесен ряд усовершенствований, направленных на повышение надежности. Наиболее существенные из них: изменения размеров насыщенного полюса возбудителя для увеличения опорной поверхности под катушки и устранения тем самым случаев пробоя изоляции; введение пружинных рамок под катушки магнитных систем агрегата (рис. 78); увеличение жесткости станин агрегата путем изменения конструкции ребер, соединяющих подшипниковые щиты со станинами.

В новых станинах ребра выполнены из стального проката толщиной 16 мм вместо 10 мм и радиус изгиба ребер значительно увеличен. Была выпущена партия двухмашинных агрегатов с контактными кольцами для возможности получения переменного тока, необходимого для питания радиостанции ЖР-3. Контактные кольца установлены на вспомогательном генераторе рядом с коллектором и подсоединены к 1-й и 23-й коллекторным пластинам при помощи ленточных отводов. Активная часть вспомогательного генератора с контактными кольцами короче обычного на 30 мм, т. е. равна активной части возбудителя. Габаритные размеры агрегата с контактными кольцами соответствуют размерам агрегата обычного исполнения, т. е. по установочным размерам они взаимозаменяемы.

 

 

 

 

 

Рис. 77. Разрез паза якоря двухмашинного агрегата:
1 — проводник; 2 — межвитковая изоляция; 3, 4, 5 — изоляция от корпуса; 6,7 — прокладки

 

 

 

 

 

Рис. 78. Пружинные рамки под катушки двухмашинного агрегата:
1 — главного полюса; 2 — добавочного полюса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..