Магнитная система тягового электродвигателя ЭДТ-200А тепловоза ТЭ3

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТЭ3 (Синенко Н. П., Заславский Е. Г.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

Магнитная система тягового электродвигателя ЭДТ-200А тепловоза ТЭ3

 

 

 Электродвигатель имеет магнитную систему, состоящую из остова, являющегося магнитопроводом, и станины. В остове установлены четыре главных и добавочных полюса. Главные полюсы собраны из штампованных листов малоуглеродистой стали толщиной 2 мм, спрессованных под большим давлением и стянутых заклепками. При штамповке в каждом листе вырубается окно и, таким образом, в собранном полюсе образуется продольный канал, куда вставлен призматический стержень с тремя нарезанными отверстиями, служащими для крепления болтами полюса к остову. По торцам к полюсу приварены два угольника, полки которых создают опору для катушек. Воздушный зазор под главным полюсом 4,5 мм. Добавочные полюсы отлиты из стали и крепятся к остову также тремя болтами. Между добавочным полюсом и остовом расположена латунная прокладка толщиной 0,5 мм. Воздушный зазор под добавочным полюсом 6,5 мм.

Катушки главных полюсов (рис. 70) намотаны из шинной меди размером 6,5X25 мм плашмя. Каждая катушка состоит из двух полукатушек, соединенных последовательно и изолированных прокладкой из прессованного асбеста и миканита. Между витками проложена изоляция 2 из асбестовой бумаги толщиной 0,4 мм в два слоя. К концам катушки припаяны твердым припоем хомутики 6 и 7 для впайки соединительных и выводных кабелей 8.

Изоляция катушки состоит из асбестовой ленты, трех слоев микаленты 4 толщиной 0,17 мм и покровной хлопчатобумажной ленты. Катушка подвергается компаундировке в битуме, пропитывающем витковую изоляцию. При наложении изоляции каждый слой микаленты промазывают глифталевым лаком. После изготовления катушки в хомутики впаивают соединительные кабели.

 

 

 

 

 

Рис. 70. Катушка главного полюса тягового электродвигателя:
1 — изоляция от корпуса; 2 — изоляция между полукатушками; 3 — заполнитель; 4 — межвитковая изоляция; 5 — витки обмотки; 6, 7—выводы (хомутики); 8—выводной кабель

 

 



Катушки добавочных полюсов (рис. 71) намотаны из шинной меди размером 5,5X25 мм на ребро. Выводы катушек выполнены из отогнутых концов той же меди. Изоляция между витками состоит из асбестовой бумаги. Изоляция катушки выполнена из трех слоев микаленты толщиной 0,17 мм вполнахлеста и одного слоя хлопчатобумажной ленты. Катушки добавочных полюсов подвергаются компаундировке дважды: до и после наложения корпусной изоляции. Катушки главных полюсов надевают непосредственно на сердечник полюса и зажимают между обработанными с большой точностью плоскостями остова и полюсными башмаками.

Как отмечалось выше, в электродвигателе ЭДТ-200А по сравнению с двигателем ЭДТ-200 была изменена конструкция нажимной шайбы, что позволило открыть задние лобовые части и в результате снизить нагрев обмотки якоря на 15 °С. Однако открытие задних лобовых частей выявило недостаток в конструкции подшипникового щита. Головки обмотки якоря начали работать как вентилятор, создавая давление (разрежение) в остове двигателя до 300—350 Па. Это приводило к затягиванию через лабиринтные уплотнения подшипника редукторной смазки.

Для устранения этого недостатка был применен подшипниковый щит новой конструкции (рис. 72), в котором предусмотрены специальные каналы, соединяющие внутреннюю лабиринтную полость подшипника с атмосферой.

До 1958 г. в эксплуатации имели место частые случаи излома выводов катушек добавочных полюсов. Причиной излома было ослабление катушек по посадке. Для устранения этого дефекта в январе 1958 г. были введены

пружинные рамки, устанавливаемые под катушки главных полюсов. Это в свою очередь привело к необходимости изменения высоты и размера полосовой меди катушек — в результате несколько изменилось сопротивление обмоток возбуждения. Изменение сопротивления катушек главных полюсов повлекло за собой изменение сопротивления резисторов ослабления возбуждения для сохранения заданных скоростных характеристик тягового двигателя. После введения перечисленных изменений марка двигателя стала ЭД-200Б. В 1959 г. в этом двигателе была усовершенствована конструкция коллектора. Новый коллектор (рис. 73) отличается от старого конструкцией пластины и коллекторных болтов. Пластина 4 имеет более симметричное расположение выточки ласточкина хвоста относительно вылетов.

Для облегчения коллектора и снижения нагрузок на детали коллектора

от центробежных сил в пластинах имеются отверстия диаметром 32 мм. Коллекторные болты 2 удлинены, а головки их имеют наружный шестигранник и круглую опорную поверхность в виде шайбы. Болты изготовлены методом горячей штамповки из стали 20Х. Место соединения нажимного конуса 1 с коробкой уплотняется пропитанным асбестовым шнуром 8. Болты от самоотвинчивания предохраняют при помощи медных шайб. Для механического крепления балансировочных грузов 7 предусмотрены специальные канавки в виде ласточкиных хвостов. В коллекторе старой конструкции балансировочные грузы крепились приваркой.

В 1959 г. на двигателях ЭД-200Б внедрен новый, более жесткий остов, в котором усилена связь между осевой частью и магнитопроводом и уменьшен диаметр расточки под щит со стороны шестерен с 620 до 550 мм. Вместе с введением нового остова введено встречное расположение щеткодержателей для более удобного к ним доступа и более равномерного износа коллектора.

На двигателе ЭД-200Б, кроме того, применены новые щеткодержатели с пружинами, поддерживающими постоянное нажатие на щетку независимо от степени ее износа. Крепление пружины позволяет регулировать нажатие на щетку без снятия щеткодержателя. Новый щеткодержатель имеет уменьшенную консоль (со 129 до 75 мм)
и эластичный элемент в виде рессоры. К этому элементу крепится валик из изоляционного материала, через который передается нажатие на щетку. Валик передает на щетку нажатие в распор, в результате чего каждая полущетка прижимается к своей стенке щеткодержателя, что делает более спокойной работу щеток вообще, а при реверсе двигателя в особенности.

В остове электродвигателя со сто-ооны коллектора имеются четыре люка: два сверху, один сбоку и один снизу. Один из верхних люков предназначен для присоединения рукава, подводящего охлаждающий воздух. Остальные три люка служат для доступа к коллектору и щеткам при осмотре и ремонте двигателя.

Со стороны передачи в остове имеются три защищенных сетками отверстия для выхода охлаждающего воздуха: сверху, снизу и сбоку.

Верхнее отверстие, кроме того, защищено козырьком от попадания мелких посторонних предметов, а нижнее снабжено таким же козырьком для направления струи выходящего воздуха в стороны. Охлаждающий воздух, нагнетаемый в двигатель, разделяется на две струи, одна из которых проходит внутри корпуса коллектора и затем через осевые вентиляционные каналы сердечника якоря, а другая — между полюсами. Общее количество охлаждающего воздуха, прогоняемое через электродвигатель ЭДТ-200А, должно быть не менее 55 м3/мин. При этом статический напор в коллекторной камере равен около 480 Па. При меньшем расходе воздуха охлаждение двигателя не будет обеспечено.

 

 

 

 

Рис. 71. Катушка добавочного полюса тягового электродвигателя:
1 — медный проводник; 2 — межвитковая изоляция; 3,4,5 — изоляция от корпуса; 6 — выводы

 

 

 

 

Рис. 72. Подшипниковый щит новой конструкции: А — каналы для соединения с атмосферой

 

 

 

 

 

Рис. 73. Коллектор электродвигателя ЭДТ-200Б (усовершенствованный):
1 — конус нажимной; 2, 5—изоляция коллектора; 3 — стяжной болт; 4 — пластина; 6 — корпус; 7 — груз балансировочный; 8— шнур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..