17. Тяговый электродвигатель ЭДТ-200А тепловоза ТЭ3

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТЭ3 (Синенко Н. П., Заславский Е. Г.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

17. Тяговый электродвигатель ЭДТ-200А тепловоза ТЭ3

 



На тепловозах ТЭЗ установлены тяговые электродвигатели ЭДТ-200А последовательного возбуждения. Двигатели ЭДТ-200А четырехполюсные,

с добавочными полюсами и так называемой «трамвайной» моторно-осевой подвеской. Схема расположения тяговых двигателей на трехосной тележке тепловоза показана на рис. 65.

Остов двигателя. Моторно-осевая часть остова (рис. 66) расточена совместно с литыми отъемными частями подшипников 10, называемыми также «шапками моторно-осевых подшипников». Эта расточка выполнена в остове строго параллельно оси расточки под щиты и полюсы, чем обеспечивается правильная работа зубчатой передачи. В этой расточке смонтированы вкладыши 6 моторно-осевых подшипников.

Электродвигатель с одной стороны подвешен к оси тепловоза через моторно-осевые подшипники, с другой стороны он опирается посредством приливов на остове (носиков) на специальную траверсу, смягчающую удары, передаваемые на двигатель от оси тележки. Для уменьшения износа носики имеют съемные накладки, изготовленные из глубоко цементированной стали с последующей закалкой до твердости HRC 56—60. Накладки прикреплены к остову заклепками. При движении тепловоза двигатель за счет податливости пружин траверсы может несколько перемещаться в вертикальном направлении, качаясь относительно оси колесной пары.

Зубчатая передача односторонняя и состоит из малой шестерни, насаженной в горячем состоянии на конец вала электродвигателя, и большого зубчатого колеса, насаженного на ступицу колесного центра. Зубчатая передача заключена в стальной сварной разъемный кожух, прикрепляемый тремя болтами к электродвигателю. В верхней части кожуха расположено отверстие с пробкой, через которое заливается смазка лишь в таком количестве, чтобы она покрывала нижние зубья большого зубчатого колеса.

Поскольку частота вращения якорей тяговых электродвигателей в эксплуатации меняется в широких пределах, они выполнены с принудительной вентиляцией от отдельно стоящих вентиляторов, по одному на каждую тележку. Так же как и тяговый генератор, электродвигатель ЭДТ-200А рассчитан для работы при изменении температуры охлаждающего воздуха в пределах от —40 до +40 °С.

Для 'первых двух опытных тепловозов были изготовлены тяговые электродвигатели ЭДТ-200. Их якоря имели нажимные шайбы, которые закрывали задние лобовые части. При испытание этих двигателей оказалось, что нагрев обмотки якоря превышал предусмотренную норму и не обеспечивал работу в указанных выше пределах температур охлаждающего воздуха. Для снижения температуры нагрева обмотки якоря конструкция нажимной шайбы была изменена так, что задние лобовые части стали открытыми. Эта конструкция положила основу тяговым двигателям ЭДТ-200А, а затем ЭДТ-200Б.

 

 

 

 

Рис. 65. Схема расположения тяговых двигателей на тележке

 

 

 

 

 

 

Рис. 66. Электродвигатель тяговый ЭДТ-200Б:
1 — упорное кольцо подшипника; 2 — крышка подшипника; 3, 4—подшипниковые щиты; 5 — лабиринтное кольцо; 6 — якорь; 7 — остов; 8 — вкладыш; 9 — шерстяная набивка; 10 — шапка моторно-осевых подшипников; 11 — главный полюс; 12 — добавочный полюс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..