Охлаждающий воздух прогоняется через
генератор центробежным вентилятором, укрепленным на якоре со стороны
дизеля. Воздух поступает в генератор через патрубок, прикрепленный к
торцу подшипникового щита. В торцовом диске щита имеется два ряда
отверстий: внутренние, непосредственно прилегающие к ступице подшипника,
и наружные, расположенные по окружности на диаметре, равном диаметру
коллектора
Часть воздуха через внутренние отверстия поступает внутрь коллектора,
откуда движется во внутреннюю полость обмоткодержателя и проходит в
вентиляционные каналы сердечника якоря. Протекая по этим каналам, воздух
отводит тепло от стали якоря и часть тепла от его обмотки. Выходящий из
каналов воздух выбрасывается вентилятором наружу.
Другая часть охлаждающего воздуха входит через наружный ряд отверстий в
щите, омывает щетки и поверхность коллектора, после чего проходит в
промежутки между главными и добавочными полюсами и якорем. Эта часть
воздуха отводит тепло, образующееся на коллекторе, в обмотках полюсов и
часть тепла от сеодечника и обмотки якоря.
Таким образом, вентиляция генератора двухструйная, осевая. Весь воздух
проходит через генератор двумя параллельными потоками. Поскольку условия
входа в вентилятор для обоих потоков различны (поток воздуха,
поступающий через магнитную систему, не имеет касательной составляющей
скорости), вентилятор двухкамерный. В первую камеру засасывается воздух
от полюсов, и для улучшения условий входа внутренний край лопаток в
первой камере загнут вперед по направлению вращения. Во вторую камеру
засасывается воздух из якоря, и лопатки на входе воздуха расположены
радиально. На выходе воздуха вентилятор не подразделен, и лопатки
загнуты вперед, что повышает напор воздуха.
Общий расход воздуха через генератор для его охлаждения должен быть на
номинальном режиме не менее 150 м3/мин. Вентилятор выбрасывает воздух в
полость заднего щита, выполненного в нижней своей части наподобие
улитки, с постепенным расширением площади сечения, чем достигается также
постепенное снижение скорости выходящего воздуха. Чтобы внутрь машины не
попали посторонние предметы, на входе воздуха установлены проволочные
сетки.