После применения бесканавочных вкладышей
подшипников коленчатых валов, увеличивших их несущую способность, срок
службы подшипников увеличился, но на рабочей поверхности баббитового
слоя появлялись кавитадионные разрушения как при выпуске дизелей, так и
в эксплуатации. Этот дефект был тщательно изучен и установлено, что
кавитационные повреждения были не на всех коренных опорах, а только на
3, 5, 6 и 9-й шейках нижнего коленчатого вала и да 2, 4, 7, 10-й
верхнего коленчатого вала.
Анализ этого явления показал, что если маслоподводящее отверстие в
коренной шейке, через которое подводится масло к данному кривошипу, во
время рабочего хода поршня (хода расширения) в соответствующем цилиндре
проходит по бесканавочной части рабочего вкладыша подшипника, то такое
отверстие вызывает кавитационное повреждение, а если по канавочной
половинке коренного вкладыша, то такое отверстие не вызывает
кавитационного повреждения, Таким образом, чтобы избежать кавитационного
разрушения, необходимо масло подводить к коренной шейке коленчатого вала
в зоне низкого давления. Поэтому на
всех шейках изменено расположение маслоподводящих отверстий (рис. 44,
а). Если необходимо два отверстия, как у дизеля Д100 для равномерного
непрерывного подвода масла к шатунным подшипникам для охлаждения
поршней, то второе отверстие может выходить и в бесканавочную часть
подшипника (в зону высокого давления), и такое исполнение не вызовет
кавитационного разрушения. В дизелях типа Д100 выполнено по два
отверстия на всех шейках, кроме 1-й и 10-й где масло не подается на
охлаждение поршня.
Для устранения кавитационного разрушения вкладышей подшипников 5-й и 6-й
коренных опор нижнего коленчатого вала изменены маслоподводящие каналы
(рис. 44, б). Для вкладышей подшипников 2, 3, 5 и
9-й опор нижнего коленчатого вала и
2, 3 и 4-й опор верхнего коленчатого вала изменен выход масляных каналов
на поверхности шейки вала (рис. 44, в).
Следует помнить, что интенсивные кавитационные разрушения вкладышей
также появляются при применении «пенящегося» масла (из-за отсутствия в
масле антипенной присадки ПМС-200А); при применении масла с наличием в
нем воды; при низком уровне масла в картере, когда масляный насос
засасывает с маслом воздух, образуя масляную эмульсию.
Для повышения долговечности работы подшипника 12-й коренной опоры
изменена конструкция направляющего кольца хвостовика коленчатого вала и
кольца хвостовика вала якоря генератора (рис. 44, г).
Рис. 44. Маслоподводящие каналы: а — точки
подвода масла к вкладышам подшипников; 6—направление потока масла к
вкладышам 5-й и 6-й коренных опор, в — направление сверления 2, 3, 5 и
9-й опор нижнего и 2, 3, 4-й опор верхнего коленчатых валов, г—
центрирующие кольца хвостовиков коленчатого вала и вала якоря генератора