Для циркуляции смазки под давлением в системе дизеля на передней стенке
опорной плиты насосов установлен масляный шестеренный насос (рис. 29).
Насос приводится во вращение от нижнего коленчатого вала через
эластичную шестеренную передачу и зубчатый поводок 8, посаженный на
шлицах ведущей шестерни 2.
Масло заполняет впадины между зубьями шестерен и переносится при работе
насоса из полости всасывания в полость нагнетания Н, откуда поступает в
систему смазки. Разгрузочное устройство 11 защищает внутренний торец
плиты 10 и торец шестерни 2 от задира за счет разгрузки от осевого
усилия давления масла, поступающего в полость М из полости нагнетания Н.
Масло, попадающее в полость П крышки
12, сливается по каналу К в корпус опорной плиты. Для обеспечения
свободного вращения рабочих шестерен масляного насоса предусмотрен
торцовый зазор между торцом шестерен и торцом плиты, равный 0,2—0,4 мм,
и радиальный между цилиндрическими поверхностями стенок корпуса и вер-
шиной головки зуба 0,325 мм. Суммарный боковой зазор 0,25—0,6 мм.
Значение отмеченных зазоров влияет на подачу масляного насоса. Подача
насоса 120 м3/ч при 1510 об/мин и давление 0,5 МПа (5 кгс/см2).
Для предотвращения чрезмерного повышения давления масла в системе на
внутреннем торце корпуса насоса установлен поршень 7 редукционного
клапана, прижимаемый к седлу пружинами 5. Затяжка пружины регулируется
гайкой, которая контрится шплинтом. Редукционный клапан регулируется на
давление 0,55—0,57 МПа (5,5—5,7 кгс/см2).