8. Вертикальная передача, воздуходувка и
приводы дизеля 2Д100 тепловоза ТЭ3
Вертикальная передача дизеля 2Д100 тепловоза ТЭ3
Только у двухтактных двигателей с прямоточнощелевой продувкой с
противоположно движущимися поршнями и двумя коленчатыми валами или у
двигателей, имеющих силовую турбину, мощность которой передается
коленчатому валу, используется вертикальная передача. Эта передача
выполняет функцию связывающего звена между коленчатыми валами и функцию
органа газораспределения. Выпускные окна
втулок цилиндров благодаря вертикальной передаче
открываются и закрываются раньше продувочных окон, поэтому выпуск газов
происходит раньше начала продувки и тем самым создаются условия
понижения давления в цилиндре и инерционного движения газов в сторону
выпускных окон, что способствует улучшенному процессу очистки цилиндров
от выпускных газов и наддуву их свежим воздушным зарядом.
Вертикальная передача выполнена в виде двух пар конических шестерен, по
одной паре на каждый коленчатый вал, и вертикального вала (рис. 16).
Каждая пара шестерен (большая на коленчатом валу, а малая на валу
вертикальной передачи) после взаимной притирки обкаткой на станке
составляет комплект, имеющий один номер, с указанием допускаемого
бокового зазора.
Большие конические шестерни (см. рис. 2), установленные на концевой
части каждого коленчатого вала, прикреплены к фланцам вала болтами,
половина из которых призонные (через один). Малые конические шестерни
установлены на верхний и нижний валы вертикальной передачи на шпонках с
натягом. Верхний и нижний валы вертикальной передачи смонтированы на
роликовых подшипниках качения и радиально-упорных шариковых подшипниках
в чугунных корпусах, а подшипники со своими распорными втулками стянуты
нажимными фланцами шпильками, ввернутыми в торец корпуса.
На конусном хвостовике верхнего вертикального вала 10 установлена
ступица 13 и закреплена гайкой 15, навинченной на резьбовую часть
конусного хвостовика. К ступице прикреплена своим фланцем шлицевая муфта
16. Верхний и нижний вертикальные валы
соединены торсионным валом 3, шлицы которого входят в шлицы нижнего
вертикального вала. Верхний конец
торсионного вала своими шлицами соединен со
шлицевой втулкой, которая в свою очередь наружными шлицами соединена со
шлицевой муфтой. Такое двойное шлицевое соединение (торсионный
вал—шлицевая втулка—шлицевая муфта) позволяет оегулировать угол
опережения заклинивания валов и взаимное осевое перемещение их при
изменении длины торсионного вала при его закрутке или вертикальное из-за
теплового расширения.