6. Коленчатые валы, их подшипники и антивибратор дизеля
2Д100 тепловоза ТЭ3
Коленчатый вал дизеля 2Д100 тепловоза ТЭ3
Вал совместно с Шатунами превращает возвратно-поступательное движение
поршней двигателя во вращательное движение. От него получают вращение
все механизмы, потребляющие мощность дизеля, а также вал якоря тягового
генератора. Коленчатый вал—наиболее ответственная и сложная деталь,
которая определяет надежность всего двигателя. При работе двигателя
коленчатый вал нагружается периодически изменяющимися силами от давления
газов, моментов сил инерции поступательно-движущихся и вращающихся масс.
В элементах вала возникают напряжения кручения, изгиба, растяжения и
сжатия. Материал вала работает на усталость. Размеры элементов
коленчатого вала (длина вала, длина коренных и шатунных шеек, размер
между осями) определяют жесткость вала. Деформация коленчатого вала тем
меньше, чем больше диаметр его шеек (чем больше «перекрытие» коренной и
шатунной шеек) и чем меньше расстояние между осями соседних цилиндров,
или, короче говоря, деформация тем меньше, чем больше жесткость вала.
Таким образом, можно сформулировать некоторые требования, предъявляемые
к валу:
минимальная деформация при минимальной массе коленчатого вала и
максимальной его жесткости;
жесткость вала и опоры подшипника при работе должна обеспечивать
распределение удельных нагрузок на подшипник в виде гиперболической
кривой;
расположение кривошипов должно обеспечивать равномерность вращающего
момента, наибольшую уравновешенность двигателя при минимальной длине
коленчатого вала. Следует помнить, что конструктивные формы элементов
вала зависят от выбора материала и технологичности его изготовления.
Поверхностная твердость шеек должна соответствовать выбранному материалу
вкладышей подшипников;
повышать усталостную прочность, применяя увеличенный радиус галтели
(радиус перехода от шейки вала к щеке) и упрочняющую накатку радиуса
галтели (наклеп поверхности радиуса). Чрезмерное увеличение радиусов
галтелей невыгодно, так как при этом уменьшается длина рабочей части
шейки и возрастают удельные нагрузки на подшипник. Для повышения
усталостной прочности и поверхностной твердости применяют азотирование
шеек коленчатого вала, которое увеличивает его усталостную прочность на
30%. У азотированного вала с накаткой галтелей повышается усталостная
прочность на 70% (азотированный слой металла галтели должен быть срезан
до накатки).
Коленчатые валы paзличаются числом колен, углом между ними и порядком
работы цилиндров. Число колен вала зависит от числа цилиндров у рядных
двигателей и от пар цилиндров—у V-образных. Угол между коленами вала
выбирают из условия необходимости обеспечения наиболее равномерного
вращения вала двигателя. Угол между рядом расположенными кривошипами
определяется тактностью и числом цилиндров и равен
градусам поворота вала за весь цикл (для
двухтактного цикла —360°, для четырехтактного —720°), разделенному на
число цилиндров. На прочность коленчатого вала оказывает влияние
«перекрытие» коренной и шатунной шеек. Если сумма размеров радиусов
коренной и шатунной шеек больше радиуса кривошипа, значит, шейки заходят
одна за другую. При этом повышается прочность коленчатого вала, так как
увеличивается площадь сечения щеки в опасном месте и вместе с этим
возрастает жесткость вала.
Дизель 2Д100 является двигателем с противоположно движущимися поршнями,
поэтому он имеет два коленчатых вала: верхний и нижний. Коленчатые валы
отлиты из модифицированного магнием высокопрочного чугуна (в. п. ч.).
Литые коленчатые валы имеют низкую металлоемкость и трудоемкость. Нижний
коленчатый вал дизеля 2Д100 полностью унифицирован с коленчатым валом
двигателя 10Д100, верхний отличается концевой частью, связанной с
приводом воздуходувки. Для дизеля 2Д100 — это шестеренный привод
воздуходувки типа Рут, для дизеля 10Д 100—это привод центробежного
нагнетателя II ступени через торсионный вал, входящий своим шлицевым
концом в стальной фланец, закрепленный на торце коленчатого вала.
Коренные и шатунные шейки бывают одной длины, при этом диаметр коренной
шейки больше шатунной, что имеет важное значение для снижения давления
на вкладыш коренной опоры. Как верхний, так и нижний коленчатые валы
имеют упорные подшипники для предохранения их от осевых перемещений.
Благодаря тому что коленчатые валы дизеля 2Д100 литые с внутренними
полостями, их шейки имеют конфигурацию, усиливающую валы в опасных
сечениях. В местах выхода отверстий для масла выполнены утолщения в виде
бобышек, что компенсирует концентрацию напряжений. Особо большое
значение для коленчатого вала имеет сопротивление усталости при изгибе и
кручении, демпфирующие
свойства; чувствительность к резким переходам
формы, подрезам. Положительным фактором является то, что чугунные валы
менее чувствительны (в отношении прочности) к качеству поверхностной
обработки (риски и др.).
Дизели 2Д100 имеют 10-кривошип-ный коленчатый вал с порядком работы:
1—6—10—2—4—9—5—3—7—8 и следующими углами между кривошипами:
В блоке дизеля коленчатый вал покоится на вкладышах
из бронзы, залитой баббитом марки БК-2. Для свободного вращения шеек
коренных опор в подшипнике и создания слоя смазки необходимой толщины
между трущимися поверхностями во вкладышах подшипников устанавливают
зазоры определенного размера (это очень важно при многоопорном вале). У
дизеля 2Д100 зазор, замеренный щупом по коренным подшипникам в
вертикальной плоскости между шейкой вала и нерабочей половиной вкладыша,
должен быть для нижнего вала 0,15— 0,23 мм, для верхнего—0,15—0,23 мм.
Через отверстия в бугеле для нижнего и в крышке для верхнего валов и
далее в кольцевые канавки в коренных вкладышах масло поступает из
масляного коллектора на смазку коренных шеек и по каналам в щеках и в
шатунах на охлаждение поршней. Отверстие в 12-й коренной шейке верхнего
вала соединено со шпоночной канавкой в хвостовике вала под посадку
шестерни привода воздуходувки и служит для прохода масла вовнутрь
ступицы привода воздуходувки. Отверстие под масло в 1-й коренной шейке
нижнего вала соединено со шпоночной канавкой переднего хвостовика вала
под посадку антивибратора и служит для прохода масла в ступицу
антивибратора и эластичного привода насосов.
Коренные и шатунные шейки обрабатывают с высокой точностью, а галтели
(поверхности перехода шеек в щеку) накатывают роликами, как упоминалось
выше; на этих поверхностях никакие дефекты не допускаются. Коленчатые
валы подвергаются динамической балансировке, при этом дисбаланс не более
0,1 Н-м. Гарантия хорошей работы коленчатых валов во вкладышах коренных
опор— выполнение высоких требований, предъявляемых к блоку цилиндров по
соосности расточек под вкладыши коренных опор.