В блоке цилиндров (рис. 8) расположены все
детали и сборочные единицы дизеля. Жесткость остова — основное условие
стабильности положения оси коленчатого вала, обеспечивающей надежную и
длительную работу двигателя, так как рама тепловоза, на которую
устанавливается дизель-генератор, не может обладать достаточной
жесткостью без значительного утяжеления тепловоза. Блок — сварная
конструкция, состоящая в основном из вертикальных, горизонтальных и
поперечных стальных листов. Цельные вертикальные листы — это главнейшие
элементы, несущие основную силовую нагрузку. Растягивающее усилие от
давления газов и сил инерции воспринимается в основном
вертикальными листами, расположенными между
цилиндрами. Это листы из стали 20Г с ограниченным содержанием кремния и
углерода, толщина листов 16 мм. К вертикальным и горизонтальным листам
приварены нижние и верхние опоры (бугели) коренных подшипников
коленчатого вала, а также опоры кулачковых валов топливных насосов.
Рис. 8. Блок цилиндров:
14 — нижние и верхние опоры (бугели) коренных подшипников коленчатого
вала; 2 — ниши для установки правого и левого коллекторов, выпускных
коллекторов; 3 — отсек управления; 5 — опоры кулачковых валов; 6 — отсек
воздушного ресивера; 7 — отсек топливных насосов; 8 — отсек вертикальной
передачи
Горизонтальными листами блок делится на отсеки верхнего и нижнего
коленчатых валов, образуя верхний картер блока и нижний картер. Нижний
отсек образован наклонными боковыми листами блока с выштампо-ванными
люками для осмотра вала и шатунов, а также поршневой группы дизеля.
Через эти люки осуществляется демонтаж поршней и вкладышей. Над нижним
картером вертикальными листами образовано два отсека 2 в виде ниш длиной
от переднего вертикального листа до вертикального листа отсека
вертикальной передачи, расположенных симметрично относительно
вертикальной плоскости, проходящих через продольную ось коленчатого
вала, для размещения в них правого и левого выпускных коллекторов.
Верхние и нижние внешние кромки вертикальных листов ниш обрамлены
мощными (до 30 мм ) полосами, образуя рамку ниш под выпускной коллектор
(правая или левая сторона блока та, что находится справа или слева, если
смотреть на блок со стороны отсека вертикальной передачи).
Ниши в блоке для размещения выпускных коллекторов закрыты продольными
листами-плитами (рис. 9). Плиты жесткости соединяют верхнюю и нижнюю
части блока с помощью призонных болтов и имеют вырезы овальной формы,
размещенные по осям цилиндров; эти вырезы необходимы для доступа к
лючкам выпускного коллектора. Верхние и нижние картеры блока соединены
между собой отсеком, где размещена вертикальная передача с картером
привода воздуходувки, и отсеком для привода распределительных валов и
механизма управления двигателем. Таким образом, по длине блока можно
выделить три отсека:
управления, размещения втулок цилиндров и
вертикальной передачи с картером привода воздуходувки.
На торце блока в нижней его части со стороны генератора размещено
уплотнение носка коленчатого вала и ва-лоповоротный механизм, с
переднего отсека управления в нижней его части — фланец крепления
опорной плиты насосов и регулятора частоты вращения коленчатого вала.
В верхнем и нижнем картерах блока и воздушном ресивере установлены
предохранительные клапаны, предохраняющие блок от возможного повышения
давления в картере или ресивере, а также от возможного взрыва в картере
от перегретых деталей. Для удобства монтажа и демонтажа вкладышей
коренных подшипников верхние крышки лож подшипников крепят к бугелю
верхнего коленчатого вала шпильками, а нижнего — болтами.
Рис. 9. Общий вид блока дизеля двигателя:
1 — болт крышки нижнего коренного подшипника нижнего коленчатого вала; 2
— гайка; 3 — плита жесткости левого выпускного коллектора; 4 — прокладки
под плиты жесткости, 5 — шпилька верхнего коренного подшипника, 6 —
верхняя крышка коренного подшипника, 7 — верхняя крышка упорного
коренного подшипника, 8 — болт призонный, 9 — призонный штифт с
колпачковой гайкой, 10— фланец для крепления
уплотнения носка коленчатого вала