ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ШЛИФОВАНИЮ
КОЛЛЕКТОРОВ ГЕНЕРАТОРОВ ГП-311, ГП-311Б И ГП-311В НЕПОСРЕДСТВЕННО НА
ТЕПЛОВОЗЕ ТЭ10М (ОТХ.915.001)
1. Введение
Настоящая инструкция содержит краткий технологический процесс шлифования
абразивными брусками Р-16 с помощью специального переносного суппорта. В
ней излагается последовательность работ по подготовке генераторов и
суппорта к шлифованию, дается краткое описание суппорта,
последовательность работы и изложены основные требования по охране труда
и технике безопасности.
Инструкция распространяется для шлифования коллекторов якорей
генераторов ГП-311, ГП-311Б, ГП-311В.
Шлифование коллекторов непосредственно на тепловозе производится при
наличии на коллекторах дефектов (выработка коллектора, эллипс или
местный бой, наличие нагаров на коллекторных пластинах, появление на
поверхности коллекторов налетов химического происхождения и др.), не
превышающих 0,15 мм. Дефекты измеряют индикатором и другими
универсальными инструментами. При дефектах, превышающих величину
0,15 мм, коллекторы протачивают.
2. Подготовка генератора к шлифованию коллектора
До начала шлифования выполните следующие работы.
2.1. Снимите левый (со стороны привода) средний бракет.
2.4. Поднимите электрощетки на нижних бракетах, проворачивая траверсу.
При этом оставьте с опущенными щетками четыре боковых бракета,
необходимых для запуска дизеля.
2.5. Протрите от пыли и грязи торец петушков безворсовой салфеткой.
2.6. Установите траверсу в первоначальное положение (по метке),
зафиксируйте ее стопорными болтами и присоедините гибкие шины.
2.7. Установите переносной суппорт.
3. Установка и работа переносного суппорта
Суппорт (см. рис. 1) установите на ребро щита генератора плитой 1 и
прикрепите к нему двумя болтами 10. На поперечной каретке 8 установите
два абразивных бруска Р-16 или Р-17Б, которые прикрепите винтом 7 и
прихватом 6. Продольная подача осуществляется по направляющей 2 суппорта
с помощью маховичка с рукояткой 3 через шестерню 4 и рейку 5. Поперечная
подача каретки 8 осуществляется винтом И (с резьбой М14 X 1).
Параллельность суппорта к коллектору регулируется четырьмя болтами 10.
Винтом 9 регулируется зазор в направляющих суппорта до плавного его
перемещения.
4. Последовательность работ по шлифованию
Пустите дизель после тщательной проверки выполненных работ и подготовки
гене ратора к шлифованию. Поднимите электрощетки на четырех верхних
бракетах после-запуска дизеля, отсоедините одну щину (соединительный
вывод), расположенную у левого среднего бракета, и приступите к
шлифованию.
Шлифуйте коллектор до получения необходимой чистоты его поверхности.
Тщательно продуйте генератор чистым сухим сжатым воздухом давлением не
более
0,2 МПа (2 кгс/см2) после окончания шлифования. Снимите фаски иа
коллекторных пластинах (при снятии фасок якорь проворачивайте вручную с
помощью червячной пары иа муфте привода генератора). Продуйте генератор
повторно и снимите наклеенные на петушки сегменты из телефонной бумаги,
а места наклейки зачистите и промойте бензином Б-70.
Восстановите после этого генератор в первоначальное положение. Для
получения на рабочей поверхности коллектора политуры нагрузите генератор
на реостате током 2200— 2300 А в течение не менее 7 ч. После протирки
электрощеток продуйте коллектор.
6.1. Шлифование коллектора производится лицами, специально для этого
обученными и проинструктированными, с записью в журнале инструктажа.
6.2. Отключите надежно от напряжения генератор, коллектор которого
подлежит шлифованию. Проверьте наличие ограждения на всех вращающихся
частях.
6.3. Применяйте гетинаксовую прокладку при закреплении в суппорте
абразивных брусков. Чрезмерное усилие прн зажиме брусков недопустимо
из-за возможности образования трещин на брусках. Осмотрите тщательно
бруски после их закрепления, убедитесь в отсутствии иа них трещин.
Дефектным бруском производить работу запрещается.
6.4. Приведите в порядок одежду, наденьте защитные очкн и респиратор
РПП57. Запрещается работать в одежде, при пользовании которой возможны
случаи захвата ее вращающимися деталями или узлами машины.
6.5. Удалите от генератора посторонних людей перед началом шлифования.
6.6. Шлифуйте коллектор только в присутствии мастера и дежурного у
пульта управления тепловозом.
6.7. Приступайте к шлифованию коллектора только по разрешению мастера.