34.2. Обслуживание электрических машин тепловоза ТЭ10М

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы типа ТЭ10М. Руководство по эксплуатации и обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  301  302  303  304  305  306  307  308  .. 

 

 

 

34.2. Обслуживание электрических машин тепловоза ТЭ10М

 



Перед продувкой электрических машин тщательно очистите от загрязнений наружную поверхность. Затем продуйте последовательно поверхность подшипникового щита, траверсы и изоляторы щеткодержателей, токоподводящие шины, щеткодержатели коллектор и внутренние полости статора.

Коллектор исправной, нормально эксплуатируемой машины имеет полированную поверхность равномерного от светло- до темно-коричневого цвета со слабым фиолетовым оттенком и темной беговой дорожкой щеток. Такой вид придает коллектору поверхностная контактная пленка, или так называемая «политура», предохраняющая коллектор от износа и улучшающая условия коммутации. Появившиеся потемнения коллекторных пластин различной степени и чередования (большей частью через одну или две пластины) при равномерной глянцевой политуре рабочей поверхности коллектора являются характерной особенностью токораспределения по параллельным ветвям двухходовых обмоток и не оказывают вредного влияния на нормальную работоспособность электрической машины.

Тщательно протрите коллектор безворсовой салфеткой, смоченной в чистом авиационном бензине Б-70, в случае появления на его рабочей поверхности матовых налетов (в том числе и в виде бтпечатков щеток), масляных пятен или других загрязнений. Мелкие дефекты на коллекторе, не превышающие по глубине 0,15 мм, если они ухудшают работу щеток и нормальную коммутацию (подгар, шероховатости, выработка, эллипс, оплавление, выпучивание отдельных пластин и т. д.), устраняйте шлифовкой коллектора шлифовальными брусками Р-16 и Р-17Б.

Коллектор тягового генератора шлифуйте с помощью специального суппорта (табл. 51). Допускается шлифовка коллекторов электрических машин серии П и колец синхронного подвозбудителя шлифовальной шкуркой, закрепленной на деревянной колодке. Колодка должна иметь кривизну коллектора и охватывать его по дуге не менее 30°.

После шлифовки зачистите заусенцы и проверьте глубину продорожки коллекторного миканита (см. приложение 2). После шлифовки очистите и обдуйте электрические машины, тщательно проверяя, не осталась ли медная пыль между коллекторными пластинами. Угольную и медную пыль, а также грязь между коллекторными пластинами и на изоляционном бандаже передней манжеты коллектора удаляйте жесткой волосяной щеткой.
Проточите коллектор при наличии на нем сильного механического повреждения, износа (радиальный износ под щеткой 0,8 мм и более), повышенного эллипса и биения пластин, забоин и оплавлений на пластинах от переброса при условии, что его диаметр не меньше допустимого. Продорожьте коллектор после проточки, снимите фаски с кромок пластин, произведите развалку на углах коллекторных пластин, а затем прошлифуйте коллектор.

Перед проточкой коллектора тягового электродвигателя из-за местного боя пластин якорь прогрейте в течение 3—4 ч при температуре 120—140" С, подтяните болты коллектора, затем дайте якорю остыть и снова подтяните болты коллектора. После этого точите коллектор.

При перегреве, повторном появлении подгара, эрозии коллекторных пластин или сильном искрении щеток часто обнаруживаются неисправности внутри якоря машины (ухудшение междувитковой изоляции и т. д.) и визуально видимые на поверхности якоря и обмоток обугливание и потемнение изоляции, выпучивание или западание проводников обмотки якоря относительно торцов пе-тушков, нарушение пайки обмотки якоря в петушках и т. д. В этих случаях проверьте: правильность установки траверсы и ее крепление; правильность установки и крепления щеточного узла; радиальное биение якоря; крепление контактных соединений; расход охлаждающего воздуха или целость вентиляторов охлаждения; чистоту каналов охлаждения; отсутствие брызг припоя на магнитной системе машины; сопротивление изоляции. Обнаруженные неисправности устраните согласно указаниям и требованиям настоящей инструкции, а при нарушении пайки или изоляции якоря снимите его и отремонтируйте. При отсутствии на коллекторе якоря «дорожки» по краям коллектора проверьте продольный разбег якоря в подшипниках.

Переходным звеном в передаче тока электрической машины во внешнюю цепь являются электрические щетки. В процессе эксплуатации щетки изнашиваются. По различным причинам могут происходить выкрашивание, сколы, изломы щеток, ослабление крепления токоведущих проводов и пр. Не допускайте износ щеток и нажатие пружин вне предельных норм, а также применение щеток, имеющих обрывы отдельных проводников и нарушение монолитности заделки токоподводящих проводов. Щетки, токоведущие провода которых имеют следы перегруза током, замените новыми независимо от степени их износа. Используйте только такие щетки, марка и размер которых указаны в чертежах и паспортах электрических машин.

Запрещается установка на электрических машинах щеток разных марок и разных заводов-изготовителей. Замените щетки, имеющие повреждения рабочей поверхности свыше 5%, а у тяговых электродвигателей — свыше 10%. Поверхность прилегания щетки должна быть зеркальной, блестящей и гладкой и составлять не менее 90—95% рабочей поверхности. Вновь устанавливаемые щетки притрите к контактной поверхности на специальном барабане, имеющем диаметр данного коллектора или контактных колец. Барабан покройте шлифовальной шкуркой. Допускается притирка щеток непосредственно на коллекторе с помощью полосы той же шлифовальной шкурки, прижатой по периметру контактной поверхности и обращенной шероховатой стороной к щетке. При этом предотвратите скругление краев щетки (см. приложение 3).

Установка щеток требует большой аккуратности. Опускайте пружину щеткодержателя на щетку плавно и мягко, соблюдая правильное ее положение относительно щетки. Это поможет избежать сколов, выбоин и трещин щеток. Всегда имейте в запасе притертые щетки. После замены большого числа щеток (50% и более) проработайте в течение 2—3 ч в режиме V3 — V4 номинальной нагрузки, а при замене отдельных щеток — в течение 25—30 мин холостого хода электрической машины. Щетки должны свободно перемещаться в обоймах щеткодержателей. Проверьте щупом допустимые зазоры между щетками и щеткодержателями. Замените щеткодержатели, имеющие повышенную выработку гнезда под щетку, наплывы, оплавления. При замене щеткодержателей обратите внимание на правильность зазора между поверхностью коллектора и нижней кромкой щеткодержателей, а также допустимый перекос оси щеток вдоль коллекторной пластины.

Проверьте при осмотре щеточного аппарата крепление щеткодержателей к кронштейну, кронштейнов к корпусу, целость и чистоту изоляторов, надежность крепления токоведущих проводов и пружин, крепление подводящих кабелей к щеткодержателям. Все болты и винты крепления должны быть надежно затянуты и предохранены от самоотвинчивания пружинными шайбами, а болты крепления токоведущих проводов щеток тяговых электродвигателей — дополнительно проволокой. Трещины, сколы и неплотная посадка изоляторов недопустимы.

После осмотра щеток и щеточного аппарата траверсу установите в строго первоначальное положение (положение электрической нейтрали) по метке и зафиксируйте болтами. При замене якоря генератора электрическую нейтраль проверьте заново и при необходимости нанесите новую метку нейтрали. Если после ремонта заводская метка установки щита или траверсы в положение нейтрали утеряна или уже не соответствует лучшей коммутации, то новое положение щита (траверсы) установите путем нахождения нейтрального положения щеток.

Нейтральное положение щеток устанавливайте в неподвижной машине индуктивным методом, заключающимся в следующем: щит (траверсу) с предварительно прошлифованными по коллектору щетками устанавливайте так, чтобы линии щеток находились против середины главных полюсов. Обмотку возбуждения отключите, к ней подведите постоянный ток напряжением до 10 В, чтобы обеспечить в обмотке возбуждения ток 10—15 А. К двум разнополярным бра-кетам траверсы (щита) подключите магнитоэлектрический гальванометр на 40—>60 мВ (желательно с нулем посередине шкалы). При замыкании и размыкании разъединителя в цепи обмотки возбуждения в якоре индуцируется электродвижущая сила трансформации, и стрелка гальванометра будет отклоняться в ту или другую сторону в зависимости от положения щеток. При щетках, находящихся на нейтрали, электродвижущая сила трансформации должна быть равна нулю.

Проворачивая щит (траверсу) в ту или иную сторону, найдите такое положение, при котором отклонение стрелки при замыкании и размыкании разъединителя в цепи обмотки возбуждения будет равно нулю или минимальным.

Нейтраль определяйте для четырех — восьми положений неподвижного якоря, при этом в любом из этих положений якоря отклонение стрелки прибора от нулевого положения допускается только в ту сторону, которая вызывается поворотом траверсы по направлению вращения якоря (см. инструкцию по настройке коммутации, приложение 3).

Примечание. Отклонения стрелки гальванометра лучше определять при размыкании разъединителя.

Периодически контролируйте подшипники электрических машин (нагрев, шумность) на работающей прогретой машине перед постановкой тепловоза в ремонт. При смене и добавлении смазки проверяйте наличие пробок на трубках запрессовки и подшипниковых щитах. Не допускайте попадания грязи в смазку и не используйте грязную посуду под смазку. Строго соблюдайте сроки смазывания, сортность, марку и количество смазки в подшипниках в соответствии с картой смазки. Не смешивайте различные марки смазок и не заправляйте излишнее количество — при чрезмерном количестве смазки подшипник будет перегреваться, а смазка выдавливаться внутрь электрических машин. Попада-ние смазки во внутренние полости электрических машин может происходить также при перегреве подшипника.

Нагрев подшипников контролируйте на ощупь, прикладывая ладонь к крышкам подшипниковых узлов. При обнаружении недопустимого нагрева или повышенного шума осмотрите подшипник, для чего вскройте крышку подшипникового щита или разберите машину. Удалите старую смазку салфетками, смоченными в бензине. Смазку во внутренней полости подшипника смените продавливанием ее через подшипник вручную или через трубки запрессовки смазки. Если при чистке и замене смазки повреждение не будет обнаружено, а шум и перегрев не исчезнут, подшипник замените. При снятии подшипника пользуйтесь только специальными съемниками. Типы подшипников приведены в табл. 51.

У тяговых электродвигателей проверяйте состояние дренажных отверстий в щите со стороны шестерни. В случае засорения очистите отверстия от грязи. Засорение отверстий может привести к проникновению масла во внутренние полости двигателей. Следите, чтобы все люки остова были надежно закрыты крышками, а между остовом и крышками были установлены уплотнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  301  302  303  304  305  306  307  308  ..