Ослабление возбуждения тяговых электродвигателей тепловоза ТЭ10М

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы типа ТЭ10М. Руководство по эксплуатации и обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..

 

 

Ослабление возбуждения тяговых электродвигателей тепловоза ТЭ10М

 

 

 По мере разгона и увеличения скорости тепловоза ток нагрузки уменьшается, а напряжение увеличивается по гиперболической части внешней характеристики генератора так, что поддерживается постоянной мощность дизеля. При определенной скорости наступает ограничение по напряжению. Дальнейшее увеличение скорости вызывает уменьшение тока при почти постоянном напряжении и приводит к резкому уменьшению мощности генератора. Регулятор дизеля уменьшает подачу топлива, мощность дизеля будет недоиспользоваться, и дальнейшего возрастания скорости не будет или будет очень незначительным.

Для возврата дизель-генератора в зону полной нагрузки и возможности расширения диапазона скоростей применяется регулирование тяговых электродвигателей путем изменения их магнитного потока возбуждения (ослабления возбуждения).



Так как скорость локомотива мгновенно измениться не может, то противо-э. д. с. в данном случае уменьшится прямо пропорционально уменьшению магнитного потока возбуждения. Поэтому напряжение генератора в первый момент после подключения резисторов будет значительно превосходить противоэ. д. с. тяговых электродвигателей, а ток в них и вращающий момент будут возрастать.

Система автоматического регулирования, поддерживающая мощность генератора постоянной, компенсирует возрастание тока, уменьшая напряжение. При уменьшении разности между напряжением генератора и противоэ. д. с. электродвигателей до определенной величины возрастание тока прекратится.

 

 

Сопротивление шунтирующего резистора рассчитывается так, что новому режиму будут соответствовать точки в нижней гиперболической части внешней характеристики генератора. Следовательно, сразу же после перехода на ослабленное возбуждение неизменному режиму движения и скорости тепловоза соответствует новый тяговый режим генератора и электродвигателей. Это позволяет вновь использовать гиперболическую часть внешней характеристики генератора при увеличении скорости.

Переход на ослабленное возбуждение и обратно должен происходить непосредственно перед началом ограничения мощности на внешней характеристике генератора, чтобы было соблюдено условие постоянства мощности до и после перехода. В противном случае будут наблюдаться рывок тепловоза и нежелательные переходные процессы в электрической цепи генератор—электродвигатель. Это может привести к повреждению электрических машин и аппаратов.

На тепловозе используется автоматическое двухступенчатое ослабление возбуждения тяговых электродвигателей с помощью реле перехода РП1 и РП2 (см. рис. 155) типа РД-3010. Они управляют контакторами ВШ1 и ВШ2, включающими резисторы шунтировки СШ1—СШ6 I и II ступеней ослабления возбуждения.

Катушки напряжения реле включены через регулировочные резисторы СРПН1 и СРПН2 на напряжение тягового генератора («плюс» — провод 508, «минус» — провод 499). Таким образом, ток в катушках напряжения реле пропорционален напряжению генератора и может быть отрегулирован этими резисторами. Токовые катушки подключены через резистор СРПТ параллельно участку силовой цепи тягового генератора (502, 499). Ток в них пропорционален току тягового генератора и вместе с возвратной пружиной удерживает якорь реле в отключенном состоянии.

При увеличении скорости тепловоза и уменьшении тока генератора удерживающее усилие якоря токовой катушки уменьшается. Одновременно увеличение напряжения усиливает действие тока катушек напряжения, что и вызывает срабатывание реле. Это происходит в определенных точках тяговой характеристики (перед началом ее ограничения) и при определенных скоростях тепловоза, приблизительно равных для первой ступени 39—44 км/ч, для второй ступени — от 55 до 65 км/ч.

После включения РП1 его замыкающий контакт (157, 264) подает питание на электропневматический вентиль группового контактора ослабления возбуждения ВШ1. Контактор главными контактами подключает параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей резисторы ослабления возбуждения (шунтировки) СШ1—СШ6, при этом по обмоткам возбуждения пойдет 57—63 % общего тока цепи.

Вспомогательный контакт ВШ1 (518, 519) вводит в цепь катушки напряжения дополнительный резистор, подготавливая ее к заданному режиму отключения. Замыкающий контакт ВШ1 (501, 509) подготавливает цепь питания катушки реле РП2, что гарантирует необходимую последовательность включения реле

Включение второй ступени ослабления возбуждения от реле РП2 и подключение параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей резисторов СШ1—СШ6 второй ступени происходит аналогично. Ток, проходящий по обмоткам возбуждения, составляет 35—39 % общего тока цепи.

Уменьшение скорости движения тепловоза вызывает увеличение тока тягового генератора и снижение его напряжения, что приводит к отключению реле перехода РП2 (переход на первую ступень ослабления возбуждения). При дальнейшем уменьшении скорости отключается реле РП1 (переход на полное возбуждение).

Тумблер «Управление переходом» в цепи питания катушек групповых контакторов ВШ1 и ВШ2 служит аварийным отключателем в случае появления неисправности в цепях управления ослаблением возбуждения. Для уменьшения подгара контактов контакторов ВШ1 и ВШ2 при переходных процессах в цепи тяговых электродвигателей вследствие срабатывания защиты в цепи реле РУ2 или резкого перевода контроллера с 15-й на нулевую позицию в схеме предусмотрено отключение контакторов КВ и ВВ после отключения контакторов ВШ1 и ВШ2.

В случае залипания вспомогательных контактов BUIL ВШ2 (1067, 1068) для разрыва цепи питания КВ и ВВ введены контакты тумблера УТ (1058, 1055).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..