8.4. Аппараты автоматического регулирования параметров тепловоза ТЭ10М

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы типа ТЭ10М. Руководство по эксплуатации и обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140 .. 

 

 

 

8.4. Аппараты автоматического регулирования параметров тепловоза ТЭ10М

 


Бесконтактный регулятор напряжения БРН-ЗВ поддерживает напряжение вспомогательного генератора тепловоза (75±1) В в рабочем диапазоне изменения частоты вращения и тока нагрузки якоря, состоит (рис. 141) из измерительного и регулирующего органов. В состав измерительного органа входят стабилитроны ДЗ(Д6), Д4, Д5, транзисторы 77, Т2, ТЗ, резисторы Rl, R3, R4, R5, потенциометр R2 и конденсатор С1. Измерительный орган собран по мостовой схеме с транзистором Т1 в диагонали моста.

Напряжение на стабилитроне ДЗ(Д6) сравнивается с напряжением на резисторе R3 и части резистора R2 (между движком резистора R2 и «минусом» схемы), пропорциональным напряжению вспомогательного генератора. Стабилитрон Д6 является резервным. Потенциометр R2 служит для настройки регулятора на заданное напряжение.

 

 

Регулирующий орган состоит из тиристоров Т4, Т5, диодов Д8—Д13, Д16, Д18, резисторов R6—R9, стабилитронов Д14, Д15, Д17, дросселей Др1, Др2 и конденсаторов С2—С4. Нагрузкой регулирующего органа является обмотка возбуждения вспомогательного генератора.

Регулирующий орган представляет собой мультивибратор (рис. 142) на тиристорах Т4, Т5. При появлении напряжения на обмотке возбуждения появляется напряжение на аноде тиристора Т4, тиристор Т4 открывается. Конденсатор С2 заряжается. При определенном напряжении

заряда конденсатора С2 открывается тиристор Т5. Конденсатор разряжается через открыв-

шийся тиристор Т5, при этом напряжение обратной полярности прикладывается к тиристору Т4, и он закрывается. Начинается перезаряд конденсатора С2 через обмотку возбуждения и открытый тиристор Т5. В результате тиристор Т4 открывается, а тиристор Т5 закрывается разрядным током

конденсатора. С2. Процесс повторяется много-

кратно. Устанавливается режим автоколебаний с частотой, определяемой резистором R7 и конденсатором С2.

В схеме управления регулятор работает следующим образом. После пуска дизеля напряжение вспомогательного генератора увеличивается пропорционально частоте вращения якоря. Между движком потенциометра R2 и «минусом» схемы появляется напряжение, пропорциональное напряжению вспомогательного генератора. При этом к переходу база-эмиттер транзистора 77 прикладывается разность потенциалов между движком потенциометра R2 и анодом стабилитрона ДЗ. Когда напряжение вспомогательного генератора достигнет 75 В, открывается транзистор 77, что приводит к открытию транзисторов Т2 и ТЗ. Открытый транзистор ТЗ шунтирует переход управляющий электрод—катод тиристора Т4. Ток управления тиристора Т4 резко уменьшается благодаря наличию стабилитрона Д17. При этом тиристор Т4 включиться не может. Это приводит к уменьшению тока возбуждения и снижению напряжения вспомогательного генератора. Напряжение снижается до тех пор, пока напряжение в измерительной диагонали моста, т.е. на входе транзистора 77, не уменьшится настолько, что транзистор 77, а следовательно, и транзисторы Т2 и ТЗ закроются. После этого тиристор Т4 откроется, и процесс повторится.

Процесс регулирования напряжения вспомогательного генератора имеет колебательный характер, частота которого определяется его электрическими и механическими параметрами.

Стабилитроны Д4, Д5 служат в качестве термокомпенсатора. Диод Д7 служит для уменьшения тока утечки транзистора 77, диоды Д1, Д2 — для защиты переходов транзистора 77; диоды Д8, Д16 — для защиты переходов тиристоров Т4, Т5 от перенапряжений при перезарядке конденсатора С2. Диод Д8 служит для защиты перехода эмиттер—коллектор транзистора ТЗ и перехода база—коллектор транзистора Т2. Стабилитрон Д17 создает отрицательное смещение на управляющем электроде тиристора Т4, чем обеспечивается отсечка тока управления тиристора Т4 при открытом транзисторе ТЗ, Для предотвращения потери управляемости служат отсекающие диоды Д11, Д12, Д18. Дроссели Дри Др2 предназначены для защиты тиристоров Т4, Т5 от коммутацион-ных импульсов тока. Резисторы R8, R9 и конденсаторы СЗ, С4 используются для повышения помехоустойчивости регулятора.

Техническая характеристика регулятора БРН-ЗВ

Напряжение, поддерживаемое регулятором, В......................75±1

Нестабильность напряжения, В, в диапазоне температур окружающего воздуха:

от минус 30 до плюс 60 °С . . . 0,5

от минус 50 до минус 30°С 1

Наибольший кратковременный ток возбуждения генератора, А..............10

Наименьший ток возбуждения генератора, А 0,8

Номинальный ток, А............6

Масса, кг..................9

Габаритные размеры, мм..... 203X340X191

 

 

 

 

Рис. 141. Принципиальная схема регулятора напряжения БРН-ЗВ:
Д1, Д2, Д7—Д13, Д16 — выпрямительные диоды; ДЗ—Д6, Д14, Д15, ДП — стабилитроны; TI—T3 — транзисторы; Т4, TS — тиристоры; С1—С4 — конденсаторы; R1—R9, R1' — резисторы;
Др1, Др2 — дроссели

 

 

 

 

 

Рис. 142. Схемамульти-вибратора:
Т4, Т5 — тиристоры; С2 — разделительный конденсатор; R6, R7 — резисторы; Д16 — стабилитрон: Д6 — ограничительный
диод;  Др1, Др2 — дроссели; ОВ — обмотка возбуждения; БА — аккумуляторная батарея; Р — контакт реле управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140 ..