Тяговый электродвигатель ЭД-118 тепловоза ТЭ10М

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы типа ТЭ10М. Руководство по эксплуатации и обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 .. 

 

 

Тяговый электродвигатель ЭД-118 тепловоза ТЭ10М



(рис. 111). Колесные пары тепловоза получают вращение от тяговых электродвигателей ЭД-118 через одноступенчатый прямозубый редуктор. На тепловозе установлено шесть тяговых электродвигателей — по одному на каждую ось.

Тяговый электродвигатель представляет собой электрическую машину постоянного тока последовательного возбуждения. Две ступени ослабления возбуждения обмотки возбуждения и гиперболическая внешняя характеристика
тягового генератора обеспечивают изменение частоты вращения якоря электродвигателя в широком диапазоне. Корпус 12 магнитной системы отлит из стали и служит каркасом для сборки всего тягового электродвигателя. На корпусе с одной стороны имеются расточки под установку вкладышей и площадки для крепления корпусов моторно-осевых подшипников 21 болтами 27. Электродвигатель моторно-осевыми подшипниками опирается на ось колесной пары. С диаметрально противоположной моторно-осевым подшипникам стороны корпуса имеются два выступа («носика») 28, которые служат для закрепления электродвигателя на тележке тепловоза.

Электродвигатель имеет четыре главных 22 и четыре добавочных 11 полюса, на которых размещены соответственно катушки 23 и 10. Сердечники главных полюсов набраны из тонких штампованных листов, скрепленных заклепками, а сердечники добавочных полюсов изготовлены из толстолистового проката. Якорь, сердечник 13 которого набран из листов электротехнической стали, имеет петлевую обмотку 14 с уравнительными соединениями 9 со стороны коллектора 5 (арочного типа) и опирается на два роликовых подшипника (передний 3 и задний 19), вмонтированных в торцовые щиты 4 и 15.

Щеткодержатели 6, отлитые из латуни, имеют спиральные пружины и крепятся с помощью опрессованных пластмассой пальцев (изоляторов) 7 и кронштейнов 8 к корпусу с внутренней стороны. Давление пружины на щетку регулируется при снятом с электродвигателя щеткодержателе поворотом разрезной втулки. Смазка в якорные подшипники добавляется через трубки 2, которые после этого должны быть плотно закрыты пробками (болтами) 20.

Дренажное отверстие 16, выравнивающее давление в подшипниковой камере до атмосферного, совместно с комбинированными уплотнениями в заднем подшипниковом щите предназначено для предотвращения прохода смазки из подшипниковой камеры внутрь электродвигателя. Чтобы смазка из заднего подшипника 19 не вытекала наружу, на вал 18 якоря электродвигателя насажено лабиринтное уплотнительное кольцо 17, имеющее с внутренней стороны резьбу для крепления съемного приспособления. Моторно-осевые подшипники электродвигателя ЭД-118А оборудованы устройством польстерной системы смазки с помощью фитиля, электродвигателя ЭД-118Б — с помощью циркуляционной системы смазки.

Для предотвращения проникновения влаги внутрь электродвигателя через отверстия в корпусе для полюсных болтов головки болтов крепления одного (верхнего) главного и двух добавочных полюсов заливают кварц-компаундом. Головки болтов главного полюса в моторно-осевой части корпуса также заливают кварц-компаундом для предотвращения проникновения смазки внутрь электродвигателя из масляных камер моторно-осевых подшипников.

Выводные провода 24 на корпусе электродвигателя закреплены в специальных изоляционных колодках (клицах) 25, расположенных в средней части между моторно-осевыми подшипниками. Вентиляция электродвигателя принудительная от отдельных вентиляторов, установленных на тепловозе. Охлаждающий воздух, очищенный от посторонних примесей, подается в электродвигатель через люк со стороны коллектора, продувается двумя параллельными потоками через магнитную систему и якорь и выбрасывается через выходные лючки в корпусе, расположенные с противоположной стороны коллектора и защищенные сетками и козырьками.

Схема соединений обмоток электродвигателя приведена на рис. 112. Стрелками показано направление протекания тока, при котором полюсы будут иметь обозначенную на схеме полярность, а якорь — обозначенное направление вращения.

 

 

 

 

Рис. 111. Тяговый электродвигатель ЭД-118 А (продольный и поперечный разрезы) :
1 - вкладыши моторно-осевого подшипника; 2— трубки подачи смазки; 3, 19 — роликовые подшипники передний и задний; 4, 15 — щиты подшипниковые передний и задний; 5 — коллектор; 6 --щеткодержатель; 7 — изолятор; 8 - кронштейн; 9 — уравнитель; 10 — катушка добавочного полюса; 11 — добавочный полюс; 12 - корпус; 13 - сердечник якоря; 14 — обмотка якоря; 16 - дренажное отверстие; 17 — уплотнительное лабиринтное кольцо; 18 — вал; 20 — пробки трубок подачи смазки; 21 — осевой подшипник; 22 - главный полюс; 23 — катушка главного полюса; 24 — выводной провод; 25 - клицы; 26 — подушка моторно-осевого подшипника; 27 - болты крепления осевого подшипника к корпусу электродвигателя; 28 —
опорные выступы («носики»)

 

 

 

Рис. 112. Схема соединения обмоток тягового электродвигателя ЭД-118:
Я1, Я2 — начало и конец обмотки якоря; С1, С2 — начало и конец последовательной обмотки возбуждения. Штриховой линией показаны соединения со стороны, противоположной коллектору

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..