8.2. Электрические машины тепловоза ТЭ10М

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы типа ТЭ10М. Руководство по эксплуатации и обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

8.2. Электрические машины тепловоза ТЭ10М

 

 

Тяговый генератор ГП-311Б тепловоза ТЭ10М



Тяговый генератор ГП-311Б (рис. 109) преобразует механическую энергию дизеля в электрическую, поступающую к шести тяговым электродвигателям. Генератор используется также для пуска дизеля от аккумуляторной батареи, работая в режиме электродвигателя последовательного возбуждения с использованием пусковой обмотки. Магнитная система генератора состоит из станины 15 и полюсов. К другим основным узлам генератора можно отнести якорь, подшипниковый щит 6, поворотную траверсу 11 с закрепленными на ней бра-кетами 9, на которых установлены щеткодержатели 7 с электрощеткамн 23.

Генератор представляет собой десятиполюсную электрическую машину постоянного тока и имеет главные 16 и добавочные 17 полюсы. Сердечник главного полюса собран из тонкой холоднокатаной электротехнической стали. Катушка главного полюса имеет изоляцию класса Н. На главных полюсах раз-мещены обмотка независимого возбуждения 14 и пусковая обмотка 13. Обмотка независимого возбуждения создает основной магнитный поток и используется для регулирования напряжения генератора в зависимости оттока нагрузки.

Добавочный полюс представляет собой сплошной сердечник, на котором с помощью немагнитных уголков, изоляционных прессованных рамок, пружинных элементов и стальной накладки закреплена катушка 19. Обмотка включена в цепь якоря генератора последовательно и создает магнитный поток для компенсации потока реакции якоря генератора.

Сердечник 18 якоря набран из сегментных листов электротехнической стали. Коллектор 5 арочного типа. Ступенчатая петлевая двухходовая обмотка 20 уложена в пазах сердечников якоря и закреплена клиньями, а лобовые части ее — стеклобандажом.

 

Для удобства обслуживания щеток и щеткодержателей на генераторе применена поворотная траверса, которую можно вращать ключом от валоповорот-ного устройства дизеля. Токосъемный аппарат (бракеты с щеткодержателями) изолирован от траверсы и корпуса генератора изоляторами 10.

В собранном генераторе подшипниковый щит крепится к станине с помощью болтов. Люки коллекторной камеры генератора закрыты крышками 8 с пружинными кольцевыми замками (застежками). В двух верхних крышках имеются прозрачные вставки для наблюдения за коллекторно-щеточным узлом генератора во время его работы.

Вентиляция генератора — независимая от отдельного вентилятора. Воздух для вентиляции забирается снаружи тепловоза, проходит через сетчатый фильтр, установленный в проеме кузова, затем дополнительно очищается в вентиляторе с помощью пылеотделителя.

Охлаждающий воздух, очищенный от посторонних примесей, подается через воздухоподводящий патрубок 21 со стороны, противоположной коллектору, а выбрасывается воздух со стороны коллектора через два выходных окна / в подшипниковом щите. Охлаждающий воздух внутри генератора проходит параллельными потоками через магнитную систему и якорь.

В якоре одна часть потока воздуха проходит через радиальные каналы сердечника, затем выбрасывается в межполюсное пространство и зазор между сердечниками полюсов и сердечником якоря и вместе с потоком, проходящим через магнитную систему, поступает в коллекторную камеру. Вторая часть потока по отдельным каналам корпуса якоря и через щели между петушками коллектора проходит над рабочей поверхностью коллектора, охлаждая ее, и совместно с поступающим в коллекторную камеру охлаждающим воздухом из магнитной системы и другой частью потока воздуха, проходящего через якорь, выбрасывается наружу.

Смазка в подшипник генератора добавляется через смазочную трубку 4, расположенную в коллекторной камере л прикрепленную к подшипниковому щиту. Генератор подключается к электрической схеме тепловоза с помощью выводов обмоток полюсов и якоря, расположенных с торца генератора в нижней части подшипникового щита с двух сторон от вертикальной оси. Маркировка выводов генератора и схема соединений его обмоток приведены на рис. 110. Техническая характеристика всех электрических машин, установленных на тепловозе, приведена в табл. 2.

 

 

Таблица 2

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 109. Тяговый генератор ГП-311Б (продольный и поперечный разрезы):
1— отверстия выброса охлаждающего воздуха; 2 — лапа генератора; 3 — роликоподшипник; 4—-трубка подачи смазки; 5 —коллектор; 6 —- подшипниковый щит; 7— щеткодержатели; 8 — крышка; 9 — бракеты; 10— изоляторы; 11 — поворотная траверса; 12 — уравнители; 13 — пусковая обмотка; 14 — обмотка независимого возбуждения; 15—станина; 16 — главный полюс; 17 — добавочный полюс; 18 — сердечник якоря; 19 — обмотка добавочного полюса; 20 — обмотка якоря; 21 — воздухоподводящий патрубок; 22 — корпус якоря; 23 — электрощетки

 

 

 

 

Рис. 110. Схема соединения обмоток генератора ГП-311Б:
Я1, Я2 — начало и конец обмотки якоря; HI, Н2 — начало и конец обмотки независимого возбуждения; П1 — начало пусковой обмотки; Д2, П2 — конец обмотки добавочных полюсов и пусковой (штриховой линией показаны соединения со стороны, противоположной коллектору)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..