Тяговый генератор ГП-311Б (рис. 109) преобразует механическую энергию
дизеля в электрическую, поступающую к шести тяговым электродвигателям.
Генератор используется также для пуска дизеля от аккумуляторной батареи,
работая в режиме электродвигателя последовательного возбуждения с
использованием пусковой обмотки. Магнитная система генератора состоит из
станины 15 и полюсов. К другим основным узлам генератора можно отнести
якорь, подшипниковый щит 6, поворотную траверсу 11 с закрепленными на
ней бра-кетами 9, на которых установлены щеткодержатели 7 с
электрощеткамн 23.
Генератор представляет собой десятиполюсную электрическую машину
постоянного тока и имеет главные 16 и добавочные 17 полюсы. Сердечник
главного полюса собран из тонкой холоднокатаной электротехнической
стали. Катушка главного полюса имеет изоляцию класса Н. На главных
полюсах раз-мещены обмотка независимого возбуждения 14 и пусковая
обмотка 13. Обмотка независимого возбуждения создает основной магнитный
поток и используется для регулирования напряжения генератора в
зависимости оттока нагрузки.
Добавочный полюс представляет собой сплошной сердечник, на котором с
помощью немагнитных уголков, изоляционных прессованных рамок, пружинных
элементов и стальной накладки закреплена катушка 19. Обмотка включена в
цепь якоря генератора последовательно и создает магнитный поток для
компенсации потока реакции якоря генератора.
Сердечник 18 якоря набран из сегментных листов электротехнической стали.
Коллектор 5 арочного типа. Ступенчатая петлевая двухходовая обмотка 20
уложена в пазах сердечников якоря и закреплена клиньями, а лобовые части
ее — стеклобандажом.
Для удобства обслуживания щеток и щеткодержателей
на генераторе применена поворотная траверса, которую можно вращать
ключом от валоповорот-ного устройства дизеля. Токосъемный аппарат (бракеты
с щеткодержателями) изолирован от траверсы и корпуса генератора
изоляторами 10.
В собранном генераторе подшипниковый щит крепится к станине с помощью
болтов. Люки коллекторной камеры генератора закрыты крышками 8 с
пружинными кольцевыми замками (застежками). В двух верхних крышках
имеются прозрачные вставки для наблюдения за коллекторно-щеточным узлом
генератора во время его работы.
Вентиляция генератора — независимая от отдельного вентилятора. Воздух
для вентиляции забирается снаружи тепловоза, проходит через сетчатый
фильтр, установленный в проеме кузова, затем дополнительно очищается в
вентиляторе с помощью пылеотделителя.
Охлаждающий воздух, очищенный от посторонних примесей, подается через
воздухоподводящий патрубок 21 со стороны, противоположной коллектору, а
выбрасывается воздух со стороны коллектора через два выходных окна / в
подшипниковом щите. Охлаждающий воздух внутри генератора проходит
параллельными потоками через магнитную систему и якорь.
В якоре одна часть потока воздуха проходит через радиальные каналы
сердечника, затем выбрасывается в межполюсное пространство и зазор между
сердечниками полюсов и сердечником якоря и вместе с потоком, проходящим
через магнитную систему, поступает в коллекторную камеру. Вторая часть
потока по отдельным каналам корпуса якоря и через щели между петушками
коллектора проходит над рабочей поверхностью коллектора, охлаждая ее, и
совместно с поступающим в коллекторную камеру охлаждающим воздухом из
магнитной системы и другой частью потока воздуха, проходящего через
якорь, выбрасывается наружу.
Смазка в подшипник генератора добавляется через смазочную трубку 4,
расположенную в коллекторной камере л прикрепленную к подшипниковому
щиту. Генератор подключается к электрической схеме тепловоза с помощью
выводов обмоток полюсов и якоря, расположенных с торца генератора в
нижней части подшипникового щита с двух сторон от вертикальной оси.
Маркировка выводов генератора и схема соединений его обмоток приведены
на рис. 110. Техническая характеристика всех электрических машин,
установленных на тепловозе, приведена в табл. 2.
Рис. 110. Схема соединения обмоток генератора
ГП-311Б:
Я1, Я2 — начало и конец обмотки якоря; HI, Н2 — начало и конец обмотки
независимого возбуждения; П1 — начало пусковой обмотки; Д2, П2 — конец
обмотки добавочных полюсов и пусковой (штриховой линией показаны
соединения со стороны, противоположной коллектору)