Компрессор КТ-7 двухступенчатый, трехцилиндровый с
W-образным расположением цилиндров (рис. 90), имеет воздушное охлаждение
и устройство для перехода на холостой ход. Корпус 24 литой чугунный с
четырьмя лапами для крепления. Передняя часть корпуса закрыта съемной
крышкой 15, в которой установлены один из подшипников 17 коленчатого
вала и резиновая манжета 16. К корпусу шпильками прикреплены три
оребренных чугунных цилиндра 32 и 4, расположенные в одной вертикальной
плоскости под углом 60° друг к другу. Боковые цилиндры — первой ступени
сжатия, средний — второй ступени. Коленчатый вал 23 стальной
штампованный с двумя балансирами вращается на двух шарикоподшипниках
№318, имеет систему каналов для прохода смазки. Для улучшения
динамических качеств компрессора на основные балансиры установлены два
съемных добавочных балансира 19.
В торец коленчатого вала запрессована втулка 22 с квадратным отверстием
для привода масляного насоса.
В узел шатунов (рис. 91) входят один жесткий (главный) и два прицепных
шатуна. Главный шатун выполнен из двух частей: шатуна 1 и головки 4,
которые неподвижно соединены между собой пальцем 2 и штифтами 3.
Прицепные шатуны 5 крепятся к головке пальцами 14, застопоренными
винтами 13. В верхние головки шатунов запрессованы бронзовые втулки 6.
Головка 4 главного шатуна разъемная; крышка 15 крепится четырьмя
шпильками 7, гайки которых шплинтуются. В головке установлены с натягом
два тонкостенных стальных вкладыша 11 и 12, залитых баббитом. Нижний
вкладыш 11 дополнительно стопорится штифтом 10, запрессованным в крышку
15. Между головкой и крышкой имеются прокладки 16 для регулировки
степени обжатия вкладышей.
Узел шатунов имеет систему каналов для прохода смазки к верхним головкам
шатунов. Литые поршни 31 и 3 (см. рис. 90) присоединены к верхним
головкам шатунов поршневыми пальцами 10 плавающего типа. На каждом
поршне установлены четыре поршневых кольца 9\ два верхних —
компрессионных, два нижних — маслосъемных. Маслосъемные кольца имеют
радиальные пазы для прохода смазки, снятой с зеркала цилиндра. Отводится
смазка по отверстиям и каналам в нижней части поршня. К верхним фланцам
цилиндров на шпильках крепятся клапанные коробки 1 и 2 по конструкции
одинаковые для всех цилиндров.
Внутренняя полость корпуса 1 (рис. 92) разделена на две части: в одной
установлен нагнетательный клапан, а в другой — всасывающий. Клапаны
самодеиствуклцие, пластинчатые, коль-цевые.
Всасывающий и нагнетательный клапаны аналогичны по своей конструкции.
Клапан состоит из седла 16 с кольцевыми окнами, перекрываемыми большой
22 и малой 19 кольцевыми пластинами. Каждая пластина прижата к седлу
тремя пружинами 21, установленными в гнездах обойм 20. Пружины
ленточные, конические, одинаковые по размерам и жесткости для
всасывающих и нагнетательных клапанов.
Каждая клапанная коробка имеет разгрузочное устройство, которое при
поступлении воздуха в полость над диафрагмой 8 упором 18 выключает
всасывающий клапан, и компрессор переходит на холостой ход. Воздух,
всасываемый компрессором, очищается в двух воздушных фильтрах 7 (см.
рис. 90), установленных на клапанных коробках цилиндров первой ступени.
Фильтрующие элементы выполнены из капронового волокна и войлочного чехла
или проволочной сетки, смоченных в масле. После сжатия в цилиндрах
первой ступени воздух поступает на охлаждение в трубчатый холодильник 6,
который обдувается вентилятором 14 с клиноременным приводом от вала
компрессора. Для ограничения давления в холодильнике на патрубке
верхнего коллектора установлен предохранительный клапан,
отрегулированный на давление 0,45 МПа (4,5 кгс/см2).
Система смазки компрессора комбинированная, под давлением смазывается
шатунная шейка коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые
пальцы; остальные детали смазываются разбрызгиванием. Смазка подается
масляным насосом (рис. 93) лопастного типа из картера через сетчатый
фильтр, а избыток масла через редукционный клапан 8 сливается в картер
компрессора.
Работа системы смазки контролируется манометром 26 (см. рис. 90), перед
которым для отключения установлен кран. Для устранения колебаний стрелки
манометра имеется воздушный резервуар 25, а в штуцере от масляного
насоса к резервуару просверлено калиброванное отверстие диаметром 0,5
мм. Внутренняя полость корпуса сообщается с атмосферой через сапун 30,
имеющий клапанный механизм и фильтрующую набивку.